Антропософия - Антропософия

http://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=291
Распечатать

Сергей Казачков, Ольга Пронина. Автограф Рудольфа Штайнера



В архиве Государственного Дарвиновского музея в Москве хранится фотография Рудольфа Штайне­ра, сделанная в фотоателье Отто Ритмана в 1905 году. На обороте рукой Р. Штайнера написан текст медитации:


Die Menschenseele, die in sich
Den Geist ergrundet
Sie findet auch den Weg
Zum Geist, der Welten bildet.

Душа человека, которая в себе
Постигает Дух
Она находит также путь
К Духу, который образует миры.

Фотография была подарена Александру Федоровичу Котсу (1880 - 1964) 14 июля 1913 года в Мюнхене. A. Ф. Котс, основатель и бессменный директор Дарвинов­ского музея, выезжал за границу вместе со своей женой, биологом и сооснователем музея, Н. Н. Ладыгиной-Котс в 1913 году для пополнения фондов музея. В Германии ему довелось лично встретиться с Р. Штайнером и слушать его лекции. В августе 1913 года в Мюнхене Штайнер читал цикл лекций «Тайны порога» (GA 147).

А. Ф. Котс предполагал создать музей им. И. В. Гете, в экспозициях которого должен был отражаться гетеанский подход к эволюции мира. Предполагалось показать этапы мирового развития, начиная с Лемурии, Атлантиды вплоть до нашей эпохи. С этой целью художник-анималист B. А. Ватагин (1883 - 1969) расписал панно, отражающие эпохи развития эволюции. Экспонаты музея (большая коллекция чучел животных и скульптурные изображения животных, выполненные Ватагиным) должны были иллюст­рировать ход эволюции. По замыслу А. Ф. Котса в музей­ном пространстве должны были объединиться наука и искусство. У входа в музей предполагалось поставить два бюста: Рудольфа Штайнера и И. В. Гете. В дальнейшем А. Ф. Котс попытался назвать музей Гете-Дарвиновским. Но в результате ему пришлось отказаться от имени Гете в названии, и до сих пор музей носит имя Ч. Дарвина.

Котс надеялся, что в дальнейшем музей все-таки станет музеем Гете. В статье «Работы В. Ватагина, как портрети­ста-скульптора» он писал:

«С трех сторон, в трех отношениях образ Гете придви­гался в круг проблем и деятельности нашего музея, связы­ваясь органически с его задачами, его руководящей целью.

Гете - как натуралист-биолог и как провозвестник эво­люционного учения в самой глубокой и проникновенной форме.

Гете - как натуралист-философ, как великий реалист, противник метафизики, телеологии и дуализма, как борец за цельное, реалистическое миросозерцание на почве уг­лубленного познания природы.

Гете - как натуралист-художник, убежденный, что ис­кусство есть проникновенное истолкование природы, что высокие создания искусства суть единовременно и высшие творения природы, созданные человеком по естественным и истинным ее законам».

В современной экспозиции музея посетителя встречает у входа бюст Ч. Дарвина. Бюст Гете выставлялся в рамках выставки «Больше, чем поэт», посвященной 250-летию со дня его рождения. Судьба бюста Р. Штайнера неизвестна. Все скульптурные изображения: Ч. Дарвина, И. В. Гете, Р. Штайнера, Ж. Б. Ламарка - были выполнены Ватагиным в холодной и голодающей Москве в 1918 году в рекордно ко­роткие сроки. Сохранились фотографии, на которых В. А. Ватагин, А. Ф. Котс и Н. Н. Ладыгина-Котс запечатлены рядом с бюстом Штайнера. Одна из таких фотографий была отправлена Р. Штайнеру и находится сейчас в его архиве в Дорнахе, две других - в архиве Дарвиновского музея. В на­стоящий момент Государственный Дарвиновский музей расположился в просторном современном здании на углу улиц Вавилова и Дм. Ульянова. Архив А. Ф. Котса, содер­жащий много средневековых книг, редких библиографиче­ских изданий, до сих пор разобран не полностью. Панно, сделанные Ватагиным, возможно находятся в числе этих неразобранных материалов в запасниках музея. Поскольку музей вырастал из личной коллекции основателей и долгое время ютился в разных помещениях по всей Москве, есть надежда, что и бюст Р. Штайнера тоже сохранился.

Сергей Казачков, Ольга Пронина