Антропософия - Антропософия

http://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=369
Распечатать

Наталья Жирмунская. Питание и духовная жизнь человека.



Главная задача биодинамического земледелия – получение продуктов питания высокого качества. Но качество в биодинамике имеет совсем не тот смысл, который традиционно вкладывается в это понятие. Сегодня под этим принято понимать количественные показатели состава полезных веществ, содержащихся в продуктах, которые можно определить химическими анализами. Такой подход является следствием материалистического представления о человеке. С материалистической точки зрения человек строит свое тело в процессе обмена веществ из того, что он ест.

Биодинамика рассматривает человека прежде всего как духовно-душевное существо. Не тело и связанные с ними физиологические процессы, а мышление, чувствование и воля являются первичными. Перефразируя известное изречение, можно сказать: «Здоровый дух – здоровое тело». Поэтому для качества пищи наиболее важным являются не вещества, а тот заряд энергии, который она в себе содержит и который необходим для поддержания активной духовной деятельности. При этом имеются в виду не «калории», а тот специфический вид энергии, который свойственен только живым организмам и который делает их живыми. Согласно воззрениям Рудольфа Штейнера, эта энергия или силы, которые он называл жизненными или эфирными, имеют космическое происхождение. Мертвое подчиняется физическим законам, а живое в своем росте и развитии подчиняется действию космических сил.

Чтобы мертвое вещество стало живым, оно должно подняться на более высокую энергетическую ступень, и это превращение происходит только в организме растения. С растения начинается цепочка жизни, продолженная животным царством и человеком.

Методы биодинамического земледелия направлены именно на то, чтобы получать продукты, насыщенные жизненной энергией. Это достигается тем, что ферма рассматривается как замкнутая система, как живой организм, который нуждается во внешних связях только в случае болезни.

Когда в сельском хозяйстве стали применять минеральные удобрения, то тем самым стали нарушать кругооборот жизненных сил. Да, растения стали прекрасно расти и давать высокие урожаи, но пища стала бедной, мертвой. Можно образно представить, что когда в желудке под действием соков происходит расщепление пищи, то из нее освобождается картина мира, запечатленная в момент роста и созревания растения. Вместо нее желудок получает шум технологического процесса, навязанного растению различными химическими добавками.

Уже в 20-х годах нашего века в Западной Европе, где применение минеральных удобрений началось раньше, чем в других районах земного шара, появились тревожные симптомы. Сначала это были явления чисто материального уровня: ухудшилось качество зерна и, соответственно, хлеба, появилось множество проблем со здоровьем животных. Постепенно стало заметно, что меняется и сам человек. Так, на вопрос своего ученика Эренфрида Пфайффера, ставшего впоследствии активным сподвижником биодинамического земледелия: «Почему люди стали так невосприимчивы к духовным импульсам, почему, несмотря на все усилия, они все глубже и глубже погружаются в пучину чисто материальных интересов?» – Рудольф Штейнер дал поразительный на первый взгляд ответ. Он сказал: «Это проблема питания. В наше время питание не дает достаточно энергии для проявления духа в физической жизни. Нет энергии для преодоления барьера между материальной и духовной природой человека».

Это было в начале двадцатого века. Что же говорить про наше время? Качество пищи становится все хуже, люди все больше употребляют консервы или неправильно переработанные продукты, то, что называют «фаст фуд» – «быстрая еда». Мертвая, полусинтетическая пища несет в себе какое-то количество энергии, достаточное для поддержания жизнедеятельности тела, но не несет в себе сил, необходимых для поддержания духовной активности. Употребление пищи, обедненной жизненными силами, приводит к страшным последствиям на культурном уровне – распадается сознание, падают моральные и нравственные устои, растет безволие, депрессия и подверженность манипуляциям. Косвенно это может быть подтверждено тем фактом, что в Австралии и Новой Зеландии, где биодинамические фермы имеют гигантские по европейским меркам размеры, отсутствует проблема преступности. Кроме того, даже великие религиозные учения претерпели серьезные искажения и потеряли связь со своими корнями.

Признаки полной деградации и вырождения мы видим и в том, с каким безрассудством человечество уничтожает окружающую среду, которая поддерживает его жизнь. Штейнер предвидел такой ход событий и единственным выходом из этого положения считал распространение биодинамического земледелия. В 1924 году он прочитал в Польше курс лекций для фермеров, в котором была изложена теоретическая основа биодинамического земледелия. Главная его задача – сохранить живую почву и тем самым обеспечить людей живой пищей, чтобы спасти и сохранить их творческий потенциал.

Для людей, наделенных живым воображением и чувством ответственности, знакомство с учением Рудольфа Штейнера становится настоящим откровением и зачастую определяет выбор дальнейшего жизненного пути. Так случилось и с американским фермером Эрни Харвеем, впоследствии ставшим президентом Американской Ассоциации биодинамических фермеров и садоводов. По его свидетельству, на него очень большое впечатление произвела приведенная выше беседа между Р. Штейнером и Э. Пфайффером.

«Я никогда не думал о воле, как о силе. Я думал, что это нечто такое, чем мы обладаем, как индивидуальности. Я никогда не задавал себе вопроса, откуда берется энергия для нашей воли. Теперь я понял, что эти силы должны содержаться в нашей пище», – говорит он.

Сейчас существует много теорий правильного питания, много вариантов оздоравливающих диет, но самое главное не то, в какой последовательности мы едим, а каким методом получены и переработаны продукты. Только методы, сохраняющие и усиливающие в продуктах жизненную энергию, могут обеспечить в них то качество, которое нужно человеку для полноценной жизни.

Н. Жирмунская