Антропософия - Антропософия

http://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=396
Распечатать

Послесловие к новому изданию (1918 год).



Уже из сказанного во второй из приводившихся выше "Медитаций" явствует (и в ходе дальнейшего изложения станет еще очевиднее), что путь души, который рассматривается в этой книге, самым решительным образом исключает так называемое "ясновидение", основанное на болезненных или аномальных телесных проявлениях. Все визионерское, медиумическое, что возникает из подобных проявлений, отвергается на этом пути. Подобное душевное содержание проистекает из такого внутреннего состояния человека, в сравнении с которым чувственное восприятие и опирающееся на него мышление представляют собой более высокую область. С таким восприятием и мышлением человек живет в большей мере в области сверхчувственного, и здесь он более независим от тела, чем это имеет место, когда неправильная телесная организация разыгрывает в душе обманчивое содержание, возникающее из процессов, которые должны были бы, собственно, служить телу, но которые болезненным образом отклоняют душу от ее естественных задач и приводят к представлениям, не имеющим основания ни во внешнем восприятии, ни в самостоятельной деятельности воли.

Из наличествующих в обычном сознании душевных от правлений лишь мышление может выделиться из воспри­ятия и привести к самостоятельной деятельности, не обусловленной аномальными телесными проявлениями. То, что имеется здесь в виду под ясновидческим созерцанием, относится не к упомянутой области душевных состояний и органическим отправлениям, а поднимается в область, берущую начало в мышлении, внутренне озаренном ду­шой и руководимом собственной волей. Из этого опреде­ляемого самим собою мышления душа развивает ясновидческое созерцание, о котором здесь говорится. Мыш­ление является прообразом созерцания. То, что описы­вается в "Медитациях" как подобное созерцание, конеч­но, весьма существенным образом отличается от чистого мышления. Оно, ведет к сверхчувственному восприятию миров, к которому неспособно пробиться мышление. Но жизнь, проявляемая душой в этом созерцании, не должна отличаться от жизни, развиваемой ею в мышлении. Так же осознанно, как душа живет в какой-либо мысли и как она переходит от одной мысли к другой, она должна жить в созерцаниях и в просветлениях.

Разумеется, отношение души к этим созерцаниям есть нечто существенно иное, чем ее отношение к обычным мыслям. Ведь если даже отношение переживаемого душой созерцания к соответствующей этому созерцанию дейст­вительности имеет сходство с отношением представления, вынесенного душой из воспоминания, к вспоминаемой ею действительности, тем не менее в созерцании значимо именно то, что во время подобной деятельности сила вос­поминания в душе практически бездействует. То, что че­ловек себе однажды представил, он может вспоминать, даже если это представление - чистое построение фанта­зии. То, что он переживает в ясновидческом созерцании, тотчас же исчезает в сознании, в котором прекращается созерцание, если к созерцающей душевной силе не присо­единить нечто другое, вновь устанавливающее в душе условия, приведшие к этому созерцанию. Можно восста­новить в памяти эти условия и тем самым повторить со­зерцание, но невозможно непосредственно вспоминать о созерцаемом. Кто приобрел необходимое воззрение на эти вещи, тот в самом этом воззрении обладает средством, позволяющим ему познать в качестве таковой действительность, соответствующую его созерцанию. Подобно тому, как человек может вспомнить о каком-то восприятии, о каком-то переживании, но при этом испытывает не само это восприятие или переживание, точно также и то, что остается для воспоминания при созерцании, не заключает в себе действительного содержания этого созерцания. Из этого можно заключить, что подобно тому, как действительное восприятие не является чистой иллюзией в области чувственного, так и не является ею соответствующая созерцанию сверхчувственная действительность. Люди, недостаточно знакомые с сущностью рассмотренного здесь созерцания и судящие об этом поверхностно, согласно своему предвзятому мнению, впадают в этом отношении в заблуждение. Они полагают, будто то, что выступает в ясновидческом сознании, основано на игре фантазии   или на переливах представлений, которые подобно смутным воспоминаниям всплывают из подсознательных глубин души. Те, кто судят таким образом, не знают, что истинное ясновидческое сознание живет лишь в таком душевном содержании, которое как таковое никогда не может погрузиться вглубь телесного и которое уже при своем возникновении противится участи быть охваченной каким-либо воспоминанием.

Другая особенность ясновидческой жизни состоит в том, что ход ее отличается по ряду важнейших признаков от того, который присущ обычной жизни души. Плодотворную для человеческой жизни роль в ней играют упражнения, навыки. Кто повторно совершает определенное действие, тот усиливает свою способность к выполнению этого действия более искусным образом. Как был бы возможен прогресс в жизни, в искусстве, как было бы вообще возможно обучение чему-нибудь, если бы человек не обретал постоянным упражнением умений в той ли иной области. Однако это вовсе не относится к усвоению ясновидческого сознания. Кто однажды имел случай пережить сверхчувственный опыт, этим еще не приобрел умения, позволяющего повторить этот опыт во второй раз. Если он имел его однажды, то это является основани­ем, чтобы данное переживание устремилось от него прочь. Оно некоторым образом стремится ускользнуть от чело­века. И он должен прибегнуть к особого рода душевной деятельности, которая с целью обретения повторного сверхчувственного опыта наделит его душу силой более мощной, чем та, которая в первый раз привела его в состояние, позволившее ему иметь данное переживание. Для того, кто вступает на сверхчувственный путь, в этом факте нередко кроется источник сильнейших разочарова­ний. Выполняя соответствующие упражнения, ведущие к укреплению души обозначенным в этой книге способом, человек сравнительно легко приобретает первый сверх­чувственный опыт. И тогда он вначале радуется достигну­тому успеху. Однако вскоре он замечает, что одни и те же опыты не повторяются. И тогда перед лицом сверхчувст­венного он начинает ощущать в своей душе некую пусто­ту. Чтобы прийти к ясности относительно этого пункта, нужно принять во внимание следующее: усилия, которые в первый раз привели к определенному результату, во второй раз уже не действуют; здесь требуются более мощ­ные, часто совершенно иные усилия. Нужно проникнуться воззрением, что законы сверхчувственного переживания во многих случаях совершенно иные, а часто противопо­ложные в отношении физических законов. Но нужно так­же остерегаться выводить отсюда заключение, будто возможно узнать что-либо о сверхчувственном пережива­нии, рассматривая его процессы как противоположные по отношению к соответствующим чувственным процессам. Каково истинное положение вещей, должно быть просле­жено посредством сверхчувственного наблюдения в каж­дом конкретном случае отдельно.

Третьим признаком сверхчувственного опыта является то, что созерцания вспыхивают перед ясновидческим со­знанием во временные промежутки, вряд ли поддающиеся измерению. Можно сказать, что они улетучиваются в са­мый миг своего возникновения. Поэтому только способность к быстрому осмыслению, умение быстро переклю­чать внимание дают возможность подметить истинное со­зерцание. У того, кто не развивает в своей душе спо­собность к быстрому осмыслению и переключению вни­мания, также могут возникнуть подобные созерцания, но он их совершенно не осознает. Здесь сокрыта причина того, что сверхчувственный мир отрицается столь многи­ми людьми, как это имеет место сегодня. На самом деле сверхчувственные переживания происходят гораздо ча­ще, чем принято думать. Общение человека с духовным миром есть в своей основе нечто общечеловеческое. Одна­ко способность общения со сверхчувственным при помо­щи быстродействующей силы сознания достигается лишь интенсивной работой. При помощи упражнения можно уже в повседневной жизни развить в себе эту способность, если, оказываясь в определенной ситуации, научиться бы­стро охватывать ее и принимать решение к действию. Тот, кто в подобных жизненных положениях подвержен посто­янным колебаниям, не приводящим ни к чему, кроме потери времени ("Должен я это делать или не должен?"), - тот в обычной жизни весьма плохо подготовлен к наблю­дению духовного мира. Кто уже в этой жизни пришел к тому, чтобы развить в себе способность к присутствию духовного, тот сможет перенести эту способность в сверх­чувственное переживание, где она представляет насущ­ную необходимость. Если бы в человеке, каким он яв­ляется в обычной жизни, уже была заложена способность к сверхчувственному переживанию, он был бы негоден к выполнению своих задач в чувственном мире. Он сможет здравым путем обрести сверхчувственные способности лишь в том случае, если разовьет их на основе здоровой жизни в чувственной действительности. Кто полагает, что через отрешение от этой жизни и аномальные качества сможет приблизиться к сверхчувственному миру, тот на­ходится на ложном пути. Истинное ясновидческое созер­цание относится к здоровому функционированию обыч­ного сознания так же, как последнее относится к сновидческому сознанию, содержание которого выступает перед душой в сновидениях. Но так же, как из-за нездоровой жизни во время сна нарушается и подтачивается обычное сознание, так и в силу враждебного к жизни, жизненно-непрактичного поведения в обычной действительности не может быть построено здоровое ясновидческое созерца­ние. И чем увереннее стоит человек в жизни, с чем боль­шим пониманием относится он к задачам обычного ин­теллектуального, эмоционального, морального и соци­ального бытия, тем здоровее окажутся его душевные спо­собности, проистекающие из подобного образа жизни и приводящие его к переживанию сверхчувственных миров. Именно о таком здоровом ясновидческом созерцании шла речь в приводившихся здесь "Медитациях". Ничего болез­ненного, в худшем смысле слова визионерского и фантас­тического не найти на том пути, который описывают эти медитации и который завершается познанием сверхчувст­венного мира.