Антропософия - Антропософия

http://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=691
Распечатать

Рудольф Штейнер о характере и методе антропософии

Из лекции «Незримый человек в нас», 11 февраля 1923 года. Библ. № 221.

... Видите ли, в антропософии дело заключается вовсе не в том, чтобы обеспечивать собрания обывателей-сектантов* схемами для разглагольствований - человек, мол, состоит из физического тела, эфирного тела, астрального тела и «я», - но в сугубо серьёзном понимании человека и его места в мироздании, во внесении духа во всё материальное без исключений.

Антропософия способна анализировать, изучать действие духа в материи, и именно это следует понять, если она действительно думает занять в жизни положение, к которому призвана. Работа лишь во имя обывательских собраний в сектантских кругах, передающих по традиции свои идеи об устройстве человека, приведёт разве что к баталиям с самыми разными сектантскими взглядами. Но стоит действительно показать, что постигнутое в антропософии меняет всё прочее знание, освещает всё прочее знание о земном мире (как прежде всё происходящее в нём освещалось астрологией), так что антропософия тотчас становится тем, что призвано вмешаться в развитие современной цивилизации, - чтобы в противовес идущим из древних времен процессам распада мог шириться процесс подлинного созидания.

Такую же серьезность необходимо иметь, когда называют себя лично сторонником Антропософии.  Конечно, участие в ней будет заключаться совсем не обязательно в том, чтобы каждый, например, устанавливал сам, как на организм человека воздействуют, с одной стороны, белладонна, а с другой — хлор. Вопрос ведь не в том, чтобы установить это самолично, а в том, чтобы в широких кругах жило понимание, общее чувство, ощущение и осознание того, что целительные для человеческого развития средства можно найти именно в антропософском изучении мира и человека.

Кто же требует, чтобы, например, в педагогике вальдорфских школ каждый умел полностью осуществит воспитание человека или по меньшей мере школьников средних классов?! Здесь просто требуется общее понимание того, что педагогика слагается из познания мира и человека.

В чём антропософия нуждается - так это в идущем ей навстречу понимании. Было бы полным заблуждением полагать, что каждый должен лично знать всё. Нет, эффект антропософской общности должен заключаться в том, чтобы на почве здравого человеческого ума росло общее понимание того, к чему во имя блага человека и его будущего мы стремимся, что пытаемся воплотить - благодаря антропософии.

(Пер. Д. М. Виноградова под ред. С. В. Казачкова.
Цит по изд.: Х.Б.фон Лауэ, Э.Э.фон Лауэ. Материалы к физиологии лечебной эвритмии: Звук - жест - терапия. С приложением лекции Р. Штейнера «Незримый человек в нас». М., 2012)

___________

* sektiererische Tanten - oder Onkel versammlungen.
Об ироничных выражениях Штейнера "Tante", "Onkel" (букв. тётка, дядюшка) см.:
Андрей Белый. Рудольф Штейнер и Гёте в мировоззрении современности; Воспоминания о Штейнере. М., 2000. С. 309.