Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > GA > Доклады > Евангелие от Иоанна

Вторая лекция (Гамбург, 19 мая 1908 года).


Первые слова Евангелия от Иоанна в действительности касаются сразу же глубочайших мировых тайн. Мы увидим это, если приблизимся к лежащим в их основе теософическим истинам, но мы должны глубоко проникнуть в теософическое познание, если хотим увидеть эти первые слова Евангелия от Иоанна в их настоящем свете. Мы должны при этом вкратце припомнить кое-что из того, что хорошо знакомо тем из вас, кто уже некоторое время занимался теософическим мировоззрением. Но в известные элементарные истины данного мировоззрения мы должны проникнуть сегодня с более широким рассмотрением различных важных космических тайн. Вкратце приведем себе на память существо человека, каким это существо представляется духоведческому рассмотрению, прежде всего за время с утра, когда человек пробуждается, до вечера, когда человек вновь погружается в сон. Мы знаем, что человек состоит из физического тела, эфирного или жизненного тела, астрального тела и “Я”. Но эти четыре тела человеческого существа связаны между собой нормальным образом лишь в состоянии бодрствования. Необходимо заметить себе, что во время сна, ночью, человек, в сущности, является совершенно иным существом, ибо его четыре тела находятся тогда совершенно в ином состоянии, чем днем. Когда человек спит, в постели лежат его физическое и эфирное тела, его же астральное тело и “Я” в некоторой степени освобождены от связи с телами физическим и эфирным, следовательно, если мы примем его слово не только в чисто пространственном, но и в духовном смысле, — они находятся вне физического и эфирного тела. Итак, ночью человек является существом, которое состоит, собственно, из двух частей: из того, что остается лежать в постели, и из того, что выделилось из тела физического и эфирного. Теперь мы должны, прежде всего, уяснить себе, что ночью, с момента, когда человек засыпает, и до момента пробуждения утром, то, что остается лежать в постели, т.е. физическое и эфирное тело, не могло бы сохраниться, будучи оставлены телом астральным и “Я”, которые наполняют их днем. Здесь мы должны немного глубже коснуться мировых тайн. Имея перед собой человеческое тело, видимое глазами и осязаемое руками, мы должны уяснить себе, что за ним имеется уже долгий процесс развития. Этот процесс оно совершило в течение всей нашей земной эволюции. Тем, кто уже немного занимался этими вопросами, известно, что наша Земля прошла через более ранние состояния; как человек переходит от воплощения к воплощению и повторяет земные жизни, так и наша Земля, прежде чем дойти до своего настоящего состояния, прошла через иные состояния. Существуют прежние воплощения планеты, как существуют прежние воплощения человека.

Все, как в большом, так и в малом мире, подлежит закону перевоплощения: и наша Земля, прежде чем стать «Землей», прошла через состояние, называемое нами «Старой Луной», т.к. современная Луна есть лишь отщепленный кусок этой старой планеты. Следовательно, говоря «о Старой Луне», подразумевается не нынешняя Луна, но подобная ей планета, вроде современной Земли. И подобно тому, как между воплощением человека и его новым рождением проходит известный промежуток времени, так же и между воплощением нашей планеты, называемой нами Землей, и тем, что мы называем «Луной». И совершенно так же обстоит дело с состоянием нашей планеты, обозначаемым нами как «Солнце». Состояние, называемое нами «Солнцем», предшествовало лунному состоянию нашей планеты, солнечному же состоянию предшествовало состояние «Сатурна». Таким образом, мы можем оглянуться на три прежних воплощения нашей планеты.

Наше физическое тело получило свое первое начало на старом Сатурне. Тогда, на этом старом Сатурне, образовались первые зачатки физического человеческого тела, конечно, совершенно не похожего на настоящее человеческое тело. Все, что ныне находится в человеке, кроме физического тела, еще не существовало на старом Сатурне. Лишь когда Сатурн превратился в Солнце — следовательно, во втором воплощении нашей земной планеты, — к физическому телу прибавилось тело эфирное. Оно проникло, пропитало собой физическое тело, и последствием было то, что физическое человеческое тело изменилось: оно приняло иной облик, получило иной вид и характер своего бытия. Итак, во время вторичного воплощения нашей Земли физическое тело стояло на второй ступени существования. Чем же стало оно на этой второй ступени? Тем, что, будучи на Сатурне еще механическим, автоматическим, на Солнце оно стало внутренне живым телом. Проникнувшее в него эфирное тело преобразовало его. На Луне, в это соединение физического и эфирного тела, вошло и астральное. Тогда физическое тело было снова преобразовано, преобразовано в третий раз, эфирное же тело — всего во второй раз. Наконец, на Земле к физическому, эфирному и астральному телам присоединилось еще “Я” и, войдя в это тройное сочетание, оно в четвертый раз преобразовало тело физическое, которое стало, наконец, тем сложным образованием, каким мы имеем его в настоящее время. Итак, настоящее физическое тело человека есть многократно преобразованное существо. Столь сложным, каким оно нам сейчас является, оно стало потому, что прошло 4 превращения. Говоря, что наше теперешнее физическое тело состоит из тех же физических и химических тканей и сил, что и минералы снаружи, в космосе, мы должны, однако, уяснить, что между этим физическим человеческим телом и минералом существует все-таки еще незначительное различие. Мы отмечаем (говоря элементарно) это различие между физическим телом человека и физическим телом минерала, например, горного кристалла, — тем фактом, что горный кристалл сохраняет свою форму, если его не разбить извне. Физическое же тело человека само по себе не может сохранить свою форму: оно сохраняет ее лишь благодаря тому и до тех пор, пока в нем находится эфирное, астральное тело и “Я”. В тот момент, когда физическое тело становится совершенно иным, чем между рождением и смертью, оно следует законам физических и химических тканей и сил и распадается, — тогда как физическое тело минерала сохраняется. Нечто подобное происходит и с эфирным телом. После того, как непосредственно после смерти эфирное тело, астральное и “Я” отделяются от тела физического, так через некоторое время и эфирное тело выходит из связи с астральным телом и “Я” и растворяется в мировом эфире, подобно тому, как физическое тело растворяется в земле. От эфирного тела остается после этого лишь некоторый экстракт, о котором мы часто говорили, и он остается соединенным с человеком. Итак, мы можем сказать, что физическое тело человека в известном отношении находится на той же ступени, как и лежащее вокруг нас минеральное царство. Но все же мы должны припомнить огромную разницу, существующую между царством минералов и физическим телом человека. Могут сказать, что, значит, на Сатурне, где физическое тело еще не было проникнуто ни эфирным, ни астральным телом, ни “Я”, т.к. они появились лишь на Солнце, Луне и Земле, — что на Сатурне, значит, физическое тело человека было действительно на степени минерала. Мы привели, как за древним состоянием, в котором физическое тело находилось во время бытия Сатурна, следовали одно за другим три превращения его. И современный минерал, являющийся вам мертвым, не может существовать, имея лишь физическое тело. Уясните себе, что для этого нашего физического мира правильно, когда говорится и должно быть сказано, что у минерала есть только физическое тело; здесь, в физическом мире, у минерала только физическое тело, но это не вполне верно! Совершенно так же, как стоящее перед нами физическое тело человека имеет в себе принадлежащими ему эфирное, астральное тело и “Я”, так и минерал имеет не только физическое тело, но и эфирное, астральное и “Я”, но только эти высшие члены его существа находятся в так называемом астральном мире: минерал имеет и астральное тело, которое находится в деваканическом или небесном мире, он имеет и “Я”, но оно находится в еще более высоком или духовном мире (Верхний Девакан). Таким образом, физическое тело человека отличается от физического тела минерала тем, что первое здесь, в этом физическом мире, и в состоянии бодрствования имеет в себе свое эфирное тело, свое астральное тело и свое “Я”. Минерал же не имеет в себе ни своего эфирного, ни астрального тела, ни “Я”. Мы знаем, что кроме нашего мира существуют еще и иные миры. Тот мир, который мы обычно воспринимаем нашими чувствами, проникнут астральным миром, а этот, в свою очередь, проникнут деваканическим миром, который распадается на низший и высший Девакан. Человек превосходит минерал тем, что в состоянии дневного бодрствования имеет в себе свои три остальных члена. Минерал не имеет сам в себе этих членов, но мы должны представить это так, что на физическом плане минерал находится вовсе не в полном виде. Представьте себе человеческий ноготь, вы согласитесь со мной, что нигде во внешней природе вы не найдете этот человеческий ноготь в качестве самостоятельного существа; ибо, для своего роста он заранее предполагает весь остальной человеческий организм; без последнего он не мог бы существовать. Представьте теперь себе маленькое существо, глаза которого были бы способны видеть только ваши ногти, но не остальной организм. Такое маленькое существо во всем пространстве видело бы лишь ваши ногти. Здесь минералы подобны вашим ногтям, и вы рассматриваете минералы полностью, лишь когда поднимаетесь в высшие миры, находя там их эфирное, астральное тело и т.д., здесь же, имея только их физические члены. Все это мы должны ясно представить себе, чтобы понять, что в высшей духовной действительности нет существа, не обладающего так или иначе эфирным, астральным телом и “Я”. Физическое существо не может сохраняться в своих частях, если не принадлежит к некоему эфирному, астральному телу и “Я”.

Однако, между всем, о чем мы сегодня говорили, царит, собственно, некоторое противоречие. Было сказано, что ночью человек, когда спит, является совершенно иным существом, чем днем, когда он бодрствует. Днем нам это человеческое существо совершенно понятно, т.к. является нам четырехчленным. Но когда мы приступаем к спящему человеку и рассматриваем его в его физическом существе, то в постели мы имеем лежащими физическое и эфирное тело, а астральное тело и “Я” находятся вовне. Получается противоречие именно в том, что ночью мы имеем перед собой человека, оставленного своим астральным телом и “Я”. Камень не спит: его эфирное, астральное тело и “Я” не проникают его, но остаются в одинаковой связи с ним. У человека каждую ночь уходит его астральное тело и “Я” — он не заботится ночью о своем физическом и эфирном теле, и каждую ночь он представляет их себе самим. Этот факт не всегда бывает отчетливо продуман, каждую ночь с человеком происходит его превращение, когда, как собственно духовный человек, он расстается со своим физическим и эфирным телом, представляя их самим себе. Но сами собой они не могут сохраняться, т.к. ни одно физическое тело и ни одно тело эфирное не способны сохраняться сами собой, даже камень должен быть пронизан высшими членами; и вы тогда легко поймете, что совершенно невозможно низшим физическим и эфирным телам оставаться ночью в постели без астрального тела и “Я”. Но что же происходит ночью? Ваше астральное тело и Ваше “Я” не находятся в вашем физическом теле и эфирном, но зато в нем находятся иное “Я” и иное астральное тело. Здесь, исходя из оккультизма, вы наталкиваетесь на божественно-духовное бытие, на высшие духовные существа. Когда ночью ваше “Я” и ваше астральное тело находятся вне вашего физического и эфирного тела, то в действительности в них работают астральное тело и “Я” высших божественно-духовных существ, и происходит это по следующим причинам.

Когда вы проследите весь путь человеческого развития, от состояния Сатурна, через солнечное, лунное и до Земли, то вы скажете себе: на Сатурне существовало тоже лишь физическое тело человека и в нем не было ни эфирного, ни астрального тела, ни “Я”. Но само собой это физическое тело могло сохраняться столь же мало, как нынешний камень: физическое тело на Сатурне могло держаться в своих составных частях лишь потому, что оно было проникнуто эфирным, астральным телом и “Я” божественно-духовных существ. Божественно-духовные существа обитали внутри его — и остались в нем. И когда на Солнце к нему присоединилось собственное эфирное тело, то это меньшее человеческое эфирное тело только, так сказать, смешалось с прежним эфирным телом божественно-духовных существ. Итак, это было уже на Сатурне. И на Сатурне физическое тело было пронизано божественно-духовными существами. Теперь мы подходим к более глубокому пониманию современного человека, если мы хорошо усвоили себе сказанное, и мы лучше можем понять то, чему с самого начала учила христианская эзотерика. Эта христианская эзотерика всегда разрабатывалась наряду с внешним христианско-экзотерическим учением. Я уже неоднократно указывал на то, что великий Апостол христианства — Павел — употреблял свой мощный и пламенный ораторский дар для научения народов христианству, и что одновременно с этой деятельностью он основал эзотерическую школу, во главе которой стоял Дионисий Ареопагит, и о которой упоминается в деяниях Апостольских. И в этой христианско-эзотерической школе, основанной в Афинах самим Павлом, преподавалась чистейшая Теософия. В этой школе учили, конечно, употребляя иные выражения, чем теперь, — но не в этом дело, — что если рассматривать человека, каков он днем в бодрственном состоянии, то он состоит из физического тела, эфирного тела, астрального тела и “Я”. Затем указывалось, в какой стадии своего развития находится сейчас человек. Человек, состоящий из четырех членов, не остается таким, каким он нам является. Если желаем рассматривать человека, состоящего исключительно из своих четырех членов, то мы должны взять не современного человека, а вернуться далеко назад в развитии его, вплоть до Лемурийского времени. В Лемурийскую эпоху к человеку, состоявшему тогда из физического, эфирного и астрального тел, присоединилось еще и “Я”. Тогда можно было сказать, что человек в полном смысле этого слова состоял из физического, эфирного, астрального тела и “Я”, но с тех пор каждый человек прошел через много воплощений. Каков же смысл этого развития в воплощениях? Смысл тот, что из воплощения в воплощение “Я” работает, преобразовывая три низших члена своего существа. Прежде всего, он начинает с преобразования своего астрального тела. Ни у одного среднего человека астральное тело уже не таково, каким оно было до тех пор, когда “Я” в своем первом земном воплощении стало работать над ним. В первом земном воплощении “Я” изменило, действуя изнутри, некоторые представления и ощущения страсти, свойственные человеку первоначально. И из инкарнации в инкарнацию работа “Я” все более и более изменяет их: так что мы можем сказать: человек ныне обладает не только четырьмя членами — физическим телом, эфирным, астральным и “Я”, — но через работу “Я” в астральном теле он приобрел некую часть, которая является производным самого астрального тела; и у каждого человека в настоящее время астральное тело распадается на две части: одна часть — преобразованная “Я”, и другая часть — не преобразованная им; и так будет продолжаться все дальше. Наступит время, когда все его астральное тело станет творением его “Я”. В восточной мудрости принято называть “Manas” ту часть астрального тела, которая уже преобразована “Я” — Самодух. Таким образом, человек все еще состоит из своих четырех членов, но мы можем различить в них уже все пять частей: физическое тело, эфирное, астральное, “Я”, и, как пятую часть, — “Manas” или преобразованную часть астрального тела. И дальше человек будет работать над собой. Земля будет проходить через дальнейшие воплощения, и мало-помалу человек приобретет способность — уже доступную сейчас для посвященного — работать в своем эфирном теле. Уже и средний человек ныне тоже работает над ним. И поскольку эфирное тело преобразовано “Я”, становясь его произведением, постольку мы называем его “Budhi” или Жизнедухом. В конце концов, человек приходит к преобразованию через “Я” и своего физического тела, и такую преобразованную через “Я” часть мы называем “Atma” или Духочеловеком. Устремим наш взгляд в далекое, далекое будущее, когда Земля будет проходить иные планетарные формы, иные воплощения, когда она, как мы говорили в оккультизме, пройдет через состояния Юпитера, Венеры и Вулкана. Тогда человек поднимется на значительно более высокую ступень и превратит все свое астральное тело в “Manas” или Самодух, все свое эфирное тело в “Budhi” или Жизнедух, и все свое физическое тело в “Atma” или Духочеловека.

Сравним же этого человека, каким он явится нам в конце земного развития, с человеком, стоявшим в начале этого развития: вначале от человека существовало лишь одно физическое тело. Оно было проникнуто эфирным, астральным телом и “Я”, но они принадлежали высшим божественно-духовным существам, которые только жили в нем. В конце земного пути человек будет проникнут своим собственным “Я”, и это “Я” само живет в астральном теле, проникнув его, как “Manas” или Самодух, затем оно проникает собой эфирное тело, которое тогда совершенно пропитано “Budhi” или Жизнедухом; а физическое тело совершенно проникнуто “Atma” или Духочеловеком, продуктом “Я”. Огромное различие между человеком в начале своего развития и человеком в конце. Если мы хорошо поймем это различие, то нам станет ясным состояние сна, которое намеренно обрисовал как противоречие. И христианская эзотерика как раз и объясняет нам это. Уясним себе, что предстанет нам в качестве физического тела, когда Земля достигнет цели своего развития. Сегодняшнее физическое тело? Вовсе не оно, а то, что из этого физического тела выработает “Я”. Это физическое тело станет совершенно проодухотворенным так же, как и эфирное и астральное тела. И оно было проодухотворенным (как и эфирное и астральное тела) прежде, чем человек проодухотворил их своим “Я”. Даже камень теперь, как мы сказали, проодухотворен эфирным, астральным телом и “Я”, живущими в высших духовных мирах, но принадлежащими камню. Тогда мы поймем, что христианская эзотерика права, говоря: над тем, что предстоит нам сейчас в качестве физического человеческого тела, еще не властен человек, ибо он не достиг еще своего развития, когда из своего “Я” он сможет работать вплоть до физического тела. Он не властен еще и над своим эфирным телом; он сможет управлять им, когда Земля достигнет состояния Венеры. Итак, человек еще не может управлять из своего “Я” физическим и эфирным телами; он лишь тогда подчинит их себе, когда выработает в себе “Atma” и “Budhi”. Но эти физические и эфирные тела должны управляться духовным образом. То, что некогда человек сам сможет дать своим физическому и эфирному телам, должно находиться в них уже сейчас. Уже теперь в эфирном и физическом телах должны быть те духовные части, которые со временем им сможет дать “Я”. Они изначала были в физическом теле, когда человек был на Сатурне, они были в нем, когда он был на Солнце и они остались в нем (и доныне). Таким образом, христианская эзотерика справедливо утверждает, что уже теперь в физическом теле человека находится то, чего он достигнет некогда на вершине своего развития. Но это божественный (а не человеческий) еще “Atma”, это божественно-духовное существо; и в эфирном теле уже находится “Budhi”, но это божественный Жизнедух; астральное же тело, как мы сказали, состоит из двух частей — одна часть, которой человек уже управляет, и другая, которой он еще не овладел.

Что же находится в той части, которой он еще не управляет? Тоже Самодух, но божественный Самодух. Только в той части астрального тела, в которой, начиная от первой инкарнации, уже было деятельным “Я”, находится, собственно, человеческий Самодух.

Рассмотрим теперь человека в состоянии бдения. Что скажем мы о нем? Физическое тело, каковым оно является нам, есть лишь внешняя сторона: внутри оно являет из себя атмическую сущность, часть божественно-духовной высшей сущности, которой оно проникнуто. То же и с эфирным телом, извне — оно то, что сдерживает (скрепляет) физическое тело, изнутри — оно — божественный дух жизни. И даже астральное тело пронизано божественным Самодухом и из всего этого целого лишь некоторая часть астрального тела уже захвачена и преобразована нашим “Я”.

Теперь посмотрим на спящего человека и увидим, что это противоречие исчезает немедленно. Подходя к спящему человеку, мы видим, что его астральное тело и “Я” снаружи. Каждую ночь человек спокойно оставляет свое физическое и эфирное тело. Но если бы он оставил свое физическое и эфирное тело без того, чтобы о нем заботились божественно-духовные начала, то утром он нашел бы его разрушенным. Итак, когда астральное тело и “Я” уходят, то в физическом и эфирном теле спящего человека остается божественно-духовное физическое начало и божественно-духовное эфирное начало. Физическое и эфирное тела проникнуты божественным Атманом и божественным Будхи. Теперь взглянем назад, на начало нашего земного развития, когда в человеке еще не было “Я”. В человеке, до его первого воплощения, “Я” еще не было связано с тремя телами его: физическим, эфирным и астральным. С Луны перешли физическое тело, эфирное и астральное, и лишь на Земле к ним присоединилось “Я”. Зато в них обитало божественное “Я” и они не могли бы сохраниться, если бы это божественное “Я” не проникало их вполне. Астральное тело было пронизано божественным Самодухом, эфирное тело — божественным Жизнедухом и физическое тело было пронизано божественным Атманом или Духочеловеком. На Сатурне божественный Жизнедух, который теперь обитает ночью в спящем человеке, — образовал физическое тело, как нечто минеральное, в солнечной фазе он образовал его, как нечто растительное, на Луне он был в состоянии образовать его, как нечто, испытывающее боль и наслаждение, но еще не могущее себе сказать: “Я”. Он прошел эти низшие ступени и теперь мы подходим к собственно земному воплощению. На Земле человеческое тело должно было пройти через следующее изменение, стать еще современнее, чем было прежде. Чего не могло делать оно прежде? Что оставалось ему совсем чуждым? Что сохранил в себе божественный Дух, еще не вверяя это телу человека? Это была способность выражать из себя, в звуке, свою душевную жизнь. Немым, немым был стоящий на животной ступени лунный человек! Способность выражать внутреннюю жизнь в звуке была еще у Бога. Она еще не была вверена собственному существу человека. Если теперь есть животные, которые могут издавать звуки, то это все же не то, и они находятся в совершенно особом положении, — хотя они и издают звуки, но это звучит в них Божество. Выражение внутренних душевных состояний в словах далось человеку только на Земле. До тех пор люди были немы. Итак, мы видим, что все развитие направлялось таким образом, что первоначально способность речи, Слово, было у Бога, и что Бог создал сперва условия, давшие возможность физическому аппарату издавать из себя звуки. Как цветок в своем семени, так и звучащий, говорящий человек, человек, одаренный словом — Логосом, уже был в семени своем на Сатурне. Но звук скрыт был в семени и развился из него постепенно (как развивается скрытое в семени растение). Обратимся к физическому телу человека на Сатурне и спросим себя: откуда же это физическое тело, где его первопричина? Без чего не могло бы оно совершить свое развитие? Оно исходит от Логоса или Слова. Ибо уже на Сатурне это человеческое тело направлялось так, чтобы стать впоследствии говорящим свидетелем Логоса. Если вы имеете сейчас свой нынешний облик, если человеческое тело получило свой теперешний образ, — причиной этому то, что в основе всего нашего творения лежало «Слово». Все человеческое тело устроено согласно Слову, и с самого начала оно приспособлено к тому, чтобы, в конце концов, из него изошло Слово. И если христианский эзотерик, смотря на это физическое тело, спрашивая себя: каков его первоначальный прообраз, и что его отображение, — то он должен был ответить себе: это физическое человеческое тело имеет свой прообраз в Слове или Логосе; Логос или Слово изначала действовало в физическом человеческом теле и теперь еще действует Логос, когда физическое тело лежит в постели и покидается своим “Я”. Тогда божественный Логос действует в покинутых человеком членах его существа. Итак, спрашивая о первоначале физического тела, мы отвечаем: первоначало есть Логос или Слово.

Теперь проследим дальнейшее развитие. Сатурн перешел в состояние Солнца: в человеческое физическое тело было вложено тело жизни (эфирное); но что должно было присоединиться к развитию для его нормального течения? В то время как на Сатурне физическое тело было чем-то вроде машины или автомата, но вполне проникнутое и связуемое Логосом, — на Солнце присоединилось к нему тело жизни, в котором действовал божественный Жизнедух (“Budhi”). Мы можем сказать, что на Сатурне человеческое тело есть выражение Логоса. Сатурн проходит: человеческое тело снова воплощается на Солнце и к нему присоединяется тело жизни, проникнутое Жизнедухом. Логос стал жизнью на Солнце, подняв человека на высшую ступень. На Солнце Логос стал жизнью! Теперь пойдем дальше. На Луне к человеку присоединилось астральное тело. Что такое астральное тело? И в наше время оно является ясновидящему сознанию, как аура, окружающая человека. Оно есть световое тело, которое не может быть видимо лишь на настоящей ступени сознания. Но видимое ясновидящим сознанием, оно есть свет, духовный свет; и наш физический свет есть лишь измененный духовный свет. Также и физический свет Солнца есть воплощение духовно-божественного, аурического света мира. Это лежит в основе его. В настоящем мире есть свет, идущий к человеку от Солнца. Но существует и иной свет, озаряющий внутреннего человека. На Луне астральное тело человека еще светилось для окружающих его существ, так, на Луне, астральное световое тело человека присоединилось к физическому и эфирному телу. Теперь взглянем на весь ход развития.

На Сатурне мы имеем физическое тело, как выражение Логоса; на Солнце к этому присоединяется эфирное тело, как выражение Жизнедуха; Логос становится жизнью, на Луне присоединяется световое тело; Жизнь стала светом. Таков путь развития человеческого тела. Когда человек вступил на Землю, он был созданием божественно-духовных существ. Он существовал тогда в силу того, что в его физическом теле, в его эфирном и астральном теле обитал Логос, который был жизнью, который был светом.

Теперь что же произошло на Земле? Для человека и в человека пришло “Я”. Через это присоединение “Я”-человек получил способность не только жить в свете, в Жизни, но и созерцать вовне все это, противопоставлять себя Логосу, Жизни, Свету. В силу этого они стали для него материальными, получили материальное бытие. Дойдя в развитии мысли столь далеко, мы, тем самым, определили ту точку, с которой мы начнем следующий раз, и покажем, как из рожденного из Божества человека возник сегодняшний человек, одаренный “Я”. Ибо мы видим, что до этого человека существовал божественный Прачеловек. То, что человек сам завоевал себя своим “Я”, каждую ночь вырывается из его физического и эфирного тела; то, что было в нем изначала, остается и заботится о физическом и эфирном теле, когда человек их вероломно покидает, не печалясь о них. В них остается эта первоначальная духовно-божественная сущность. Все эти глубокие тайны бытия, которые мы попытались передать в выражениях христианской эзотерики, и которые даны нам в великих лапидарных выражениях начала Евангелия от Иоанна, были обычным понятием для «бывших с самого начала служителями Слова». Нужно только правильно и согласно истинному значению перевести эти первые слова. Действительно, правильно переведенные эти слова дают то, о чем мы только что говорили. Еще раз припомним высказанное, чтобы во всем объеме понять его значение. Итак, вначале был Логос, как прообраз физического человеческого тела, и он лежал в основе всех вещей. Все животные, растения и минералы появились позже; на Сатурне из всего этого существовал в действительности лишь человек. На Солнце присоединилось к нему царство животных, на Луне — растительное царство, и на Земле — минеральное. На Солнце Логос стал жизнью, на Луне он стал Светом; и когда на Земле человек получил свое “Я”, то это предстало перед ним. Но человек должен был научиться познавать этот Логос в его конечном выявлении. Прежде был Логос, потом — жизнь, потом — Свет, и этот Свет живет в астральном теле. В темное непознающее существо человека засиял этот свет, и смысл земного бытия в том, что человек преодолевает тьму внутри себя, дабы познать свет Логоса.

Оттого первые слова Евангелия от Иоанна лапидарны и, как многие, может быть, скажут — трудно понимаемы. Но разве глубочайшее в мире должно быть высказано тривиальными словами? Разве не является странным, какой-то насмешкой над святыней, когда говорят, что для понимания карманных часов нужно своим рассудком глубоко вникнуть в суть вещи, — но для постижения Божества в мире должно быть до­статочно простого, обычного, нехитрого человеческого рассудка. Плохо, что современное человечество, даже когда ему указывают на глу­бины религиозных источников, привыкло говорить себе: ах, к чему все эти сложные пояснения, все это должно быть просто. Но только обла­дающий добрым намерением и твердым желанием углубиться в ве­ли­кие мировые события, проникает в глубокий смысл начальных слов Евангелия от Иоанна. Они суть описание того, что мы только что изложили.

В начале было Слово,
и Слово было у Бога,
и Слово было Бог.
Оно было в начале у Бога.
Все через Него начало быть,
и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
В Нем была жизнь, и жизнь была Свет человеков.
И Свет во тьме светит, и тьма не объяла его.

Ин 1, 1-5.

И как постепенно тьма приходит к пониманию, о том повествует дальше Евангелие от Иоанна.


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Первая лекция (Гамбург, 18 мая 1908 года).
  • Третья лекция (Гамбург, 20 мая 1908 года).
  • Четвертая лекция (Гамбург, 22 мая 1908 года).
  • Пятая лекция (Гамбург, 23 мая 1908 года).
  • Шестая лекция (Гамбург, 25 мая 1908 года).
  • Седьмая лекция (Гамбург, 26 мая 1903 года).
  • Восьмая лекция (Гамбург, 27 мая 1908 года).
  • Девятая лекция (Гамбург, 29 мая 1908 года).
  • Десятая лекция (Гамбург, 30 мая 1908 года).
  • Одиннадцатая лекция (Гамбург, 30 мая 1908 года).
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4625
    Результат опроса