Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > GA > Доклады > Евангелие от Иоанна

Шестая лекция (Гамбург, 25 мая 1908 года).


В этих лекциях уже упоминалось, что в беседе Христа с Никодимом мы имеем разговор с лицом, способным к некоторому сверхчувственному восприятию вне физического тела. И сказано это совершенно ясно для того, кто умеет понимать слова Евангелия. Никодим пришел к Христу «ночью», т.е. в таком состоянии сознания, которое не пользуется внешними органами чувств. Мы не будем вдаваться в разбор различных толкований выражения «ночью». Как вы знаете, в этой беседе идет речь о вторичном рождении человека «от воды и Духа». Весьма значительны слова, сказанные Христом Никодиму в гл. 3, стих 4. Никодим говорит Ему: «Как может человек родиться, будучи стар? Иисус отвечал: «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие». Мы уже сказали, что слова этого глубочайшего памятника человеческого рода должны цениться на вес золота; и нужно твердо помнить, что, с одной стороны, мы должны принимать их в буквальном смысле, с другой же — мы должны сперва найти и понять этот буквальный смысл. Часто цитируется фраза: буква убивает, дух же животворит. Люди, цитирующие ее, часто придают ей весьма странный смысл, принимая это как возможность толковать текст согласно своей фантазии, которую они и называют «духом» вещей, и человеку, желающему, прежде чем приступить к Духу, установить дословно значение текста, они говорят: «Что нам за дело до твоей буквы», буква убивает и т.д. Говорящий так подобен человеку, который бы сказал: «Ведь, собственно, Дух есть живое, тело же мертво; разобьем тело — и Дух оживет». Говорящие так не видят, что Дух развивается постепенно, что человек должен пользоваться органами своего физического тела, чтобы, воспринимая явления физического мира, переносить их в духовную область. Итак, прежде нужно познать букву, а потом уже мы можем убить букву, подобно тому, как человеческое тело отпадает от человеческого духа после того, как человеческий дух возьмет из тела все, что нужно. Именно в этой главе Евангелия от Иоанна заключается нечто исключительно глубокое, постичь смысл этой главы мы можем, лишь проследив эволюцию человека еще дальше назад, чем мы это сделали до сих пор при нашем изучении Евангелия от Иоанна. Мы должны проследить сегодня человека в самые ранние эпохи земного развития. Чтобы не привести вас с самого начала в смущение, говоря об этих ранних состояниях человечества, я хотел бы сперва еще раз ввести вас в древнюю атлантическую эпоху. Мы уже указали, что наши предки до великой катастрофы, память о которой сохраняется в сказаниях о потопе, жили на Западе, на несуществующем ныне материке, лежащем теперь на дне Атлантического океана. Этот материк, называемый нами древней Атлантидой, приютил на себе наших предков. Исследуя самые последние времена Атлантиды, мы увидим, что в эти весьма отдаленные времена человек не слишком отличался от своего теперешнего облика, но, обращаясь к ее древнейшим временам, мы увидим его весьма отличным от его настоящего вида. Но пойдем еще дальше назад. В доатлантическую эпоху человек жил в стране, называемой нами Лемурией, погибшей от катаклизма нашей Земли. Она находилась приблизительно на месте, занимаемом сейчас водами океана между Южной Азией, Африкой и Австралией. Исследуя облики обитателей Лемурии, какими они представляются взору ясновидящего, мы найдем в них огромное различие с современным человеком, и мне не нужно приводить вам подробное описание этих лемурийцев, как и первых атлантов. Даже если вы уже принимаете известные данные теософических описаний, этот образ человека Лемурии, совершенно не похожий на современного человека, все же может показаться вам невероятным. Однако, желая понять, что произошло с человеком во время его земного развития, мы должны дать хотя бы чисто внешнее описание Лемурии. Представьте себе, в действительности это невозможно, что вы перенеслись, сохраняя свои теперешние органы чувств, которых у вас тогда, конечно, не было, в последний лемурийский или первый атлантический период и стали рассматривать различные части земной поверхности. Вы ошиблись бы, если бы думали, что можете там найти на Земле человека, доступного такому чувственному восприятию. Он еще не принял такой формы, чтобы его можно было видеть теперешними органами зрения. Правда, вы бы заметили, что некоторые части земной поверхности уже проявляются как острова, тогда как вся остальная земля находится еще в жидком состоянии или покрыта водой, или окутана парами. Но и эти острова не являются еще твердой почвой, как наша теперешняя земля, и представляют мягкие массы, среди которых действуют силы огня так, что вследствие тогдашних вулканических сил эти острова то исчезают, то вновь появляются над поверхностью воды. Короче говоря, в эту эпоху в земле еще находится действенным элемент огня: все изменяется, все течет в непрестанном живом движении. В некоторых частях материка, уже достаточно охлажденных, вы нашли бы предков нашего теперешнего животного мира, которые представили бы вам в странных образах, напоминающих пресмыкающихся и земноводных. Но человек той эпохи еще не имел плотного физического тела и вы не увидели бы его нашими глазами. Его нужно было бы искать в водных и паровых массах, где он пребывал подобно студенистым, едва видимым морским животным наших дней. И чем дальше вы отходите назад, тем менее плотным и более сливающимся со своей парообразной водной средой находите вы человека. И только в эпоху Атлантиды начинается его постепенное уплотнение и нисхождение на Землю. В действительности, сравнительно поздно физический человек ступил на поверхность нашей Земли, низойдя из водо-воздушного пространства, постепенно выкристаллизовывался из окружающей его водной атмосферы. Итак, мы дали набросок человека, который, так сказать, совсем еще не отличается от окружающей его среды, который состоит из того же вещества (стихии), в которой живет. Если же мы пойдем еще дальше назад, к началу земного развития, то увидим, что это тело человека становится все менее и менее плотным.

Вернемся к самому началу нашей теперешней Земли. Мы знаем, что планета нашей Земли произошла из старой Луны, которую мы называли «Космосом Мудрости». На известной ступени своего развития эта старая Луна еще не имела на себе элемента твердой земли, и мы должны помнить, что в предыдущие воплощения нашей планеты физические условия были совершенно иными. Если мы обратимся назад, к состоянию старого Сатурна, то мы не можем ожидать, что он выглядел подобно нашей теперешней Земле, что там были скалы, по которым вы могли бы ходить, или деревья, на которые вы могли бы влезать. Ничего этого не было. Приблизившись из мирового пространства к старому Сатурну в половине его развития, вы не увидели бы перед собой мирового тела, но ощутили бы нечто особое, словно вошли бы в духовую печь. Единственная реальность старого Сатурна заключалась в отличном от окружающей среды состоянии. Какого-либо иного восприятия Сатурна быть не могло. Оккультизм, в противоположность современной физике, различает не три, а гораздо больше состояний материи. Физик говорит, что в настоящее время существуют три рода тел: твердые, жидкие и газообразные. Но Сатурн не достиг еще плотности газа. Газообразное состояние гораздо плотнее самого плотного состояния Сатурна. В оккультизме мы различаем теплоту как состояние вещества, а не как простое движение материи. Этот древний Сатурн состоял только из тепла, и, переходя от Сатурна к Солнцу, мы одновременно ощущаем уплотнение этой древней огневой планеты. Солнце является первым газообразным воплощением нашей планеты. Луна уплотняется еще больше и представляет собой уже текучее тело, затвердевшее лишь после того, как из него выделилось Солнце, но собственно ее среднее состояние, когда она еще соединена с Солнцем, является текучим. Все то, что мы называет ныне минеральной землей, минералы, скалистые массы и пахотные поля — ничто это не существовало на старой Луне. Все это впервые выкристаллизировалось уже на нашей Земле. В начале своего развития Земля должна была еще раз повторить свои предыдущие стадии. Каждое тело и каждое существо в космосе, входя в новую фазу развития, повторяет свои предыдущие состояния. Так и наша Земля быстро пробегает через состояние Сатурна, Солнца и Луны. Пробегая стадии старой Луны, она состоит из воды, смешанной с водяным паром, конечно, не из нынешней воды, а некоей водообразной текучей субстанции; и это текучее состояние есть в то же время для нее самое плотное. Этот водный шар, вода и водяные пары перемешаны друг с другом, т.е., газообразное с жидким, и внутри этого уже находится человек. Человек может пребывать внутри этого водяного шара, т.к. в нем еще не выделилось никаких плотных веществ. Из теперешнего человека внутри (шара) находится “Я” и астральное тело. Но они еще не чувствуют себя обособленными существами, покоясь в лоне божественных существ; они еще не чувствуют себя отделенными от существа, тело которого есть водяная и парообразная земля. Но вот в этих астральных телах людей, телах, уже обладающих “Я”, начинают образовываться нежные, тонкие зачатки человека (рис. 1).

Внешний круг на рис. 1 изображает невидимое для внешнего зрения астральное тело и “Я”, заключенное в водную сферу Земли, и они сами изнутри себя образуют зачатки физического тела человека, которое вместе с эфирным телом находится в совершенно тонком состоянии. Исследуя это ясновидчески, вы увидели бы первые зачатки физического и эфирного тела, как бы окруженными астральным телом и “Я”, как это изображено на рис. 1. Это то, что теперь остается в постели во время нашего сна. Ваше физическое и эфирное тела образуются в эту эпоху Земли в своих первых зачатках, как первый зародыш человека, еще совершенно окруженный астральным телом и “Я”. Водянистая паровая масса уплотняется. Астральное тело и “Я” дают повод к повсеместному вчленению в этой первоначальной водной земле первых зачатков человека. Здесь мы еще не можем проследить развитие животных и растений. То, что начинает образовываться здесь, — это уплотнение воды, благодаря чему возникают вода и воздух, так что мы находим уже не первоначальное смешение паров и воды, но разделение воды от воздуха, последствием чего является дальнейшее уплотнение физического и эфирного тел человека. И так как теперь воздух отделился от воды, то и это тело делается воздухообразным, принимая в себя элемент огня (рис. 2), так что бывшее прежде водообразным, становится воздухообразным. Физический эфирный человеческий зачаток состоит теперь из воздуха, который пронизывается огнем; астральное тело и “Я” их окружают и все это движется в том, что еще осталось от воды, попеременно погружаясь в воду и в воздух.

Таким образом, то, что в настоящее время человек во время сна оставляет в постели, уплотнилось до степени воздуха, пронизанного огнем. Каждый такой огненный человек обладает астральным телом и “Я”, но последние еще вполне находятся в лоне Божества, т.е., не чувствуют себя обособленными “Я”. (Нужно глубоко продумать подобные вещи, ибо они столь отличаются от современного земного состояния, что смущают человека и кажутся непонятными). Теперь вы спросите, что же это за огонь, который в эту эпоху как бы вкраплен в воздух? Этот огонь, которым обладал тогда человек, живет и теперь в нас. Это огонь, пульсирующий в вашей крови. Это теплота крови. Также и остатки древнего воздуха живут еще в вашем теперешнем организме. Когда вы вдыхаете и выдыхаете, вы вводите в ваше плотное тело воздух, который втекает и вытекает из него. Сделав глубокое вдыхание, вы вводите этот воздух в свою кровь; от этого он становится теплым. Теперь представьте себе этот воздух, пронизывающим все тело, попробуйте откинуть все жидкое и твердое и ясно представить остающийся образ человека, только что вдохнувшим этот воздух в себя до последних частиц своего тела. И вы получите образ, подобный человеку, но состоящий из воздуха. Воздух, пронизывающий человека, вполне принимает очертание его тела. И вы получаете как бы своего рода теневое тело, состоящее из воздуха, пронизанного теплотой. В те времена вы не имели своего настоящего образа, но вы были таким человеком; физическое и эфирное тело было окружено астральным телом, в котором находилось “Я”. Так длилось до атлантической эпохи. Кто воображает, что в первые времена Атлантиды люди разгуливали так, как сегодня, тот заблуждается. Люди лишь спустились из воздушных областей в более плотные области материи. Из животных тогда существовали лишь те виды, которые не могли дождаться воплощения в физическое, и которые потому остановились в своем развитии, потому что Земля еще не созрела, чтобы дать материал для человека. Животные остановились на низших ступенях формы, потому что не могли обождать с нисхождением (в материю). Далее в своей физической телесности человек расчленяется на воздух, тепло и другие текучие части, т.е., в оккультном смысле он становится водным человеком. Вы, может быть, скажете, что человек и раньше был водным человеком. Но это неверно. Прежде Земля была водной сферой, в которой только духовно находились астральное тело и “Я”, они плавали в воде как духовные существа. Теперь мы достигли точки, когда физическое тело человека вы бы нашли в воде в виде студенистой массы. Вы могли бы плыть в этом первоначальном море и в нем находить уплотнившиеся из воды прозрачные образы. Таковы были вначале эти люди, имевшие тело из воды, а их астральное тело и “Я” все еще покоились бы в божественно-духовных сущностях. Сознание этого, обладавшего водным телом, человека было совершенно иным, чем впоследствии: не было разделения на бессознательное состояние ночи и сознательное дня, но в то время, когда человек еще находился в божественно-духовных существах, он обладал ночью смутным, астральным сознанием. Когда днем он погружался в свое текучее физическое тело, то это была для него ночь, когда же он снова выходил из физического тела, то для него начинал опять ослепительный астральный свет. При погружении утром в физическое тело, этот свет тускнел и наступало своего рода бессознательное состояние. Но вот все более и более в его физическом теле развивались теперешние физические органы. Человек мало-помалу научается видеть. Дневное сознание становится все яснее, и этим он отделяется от божественного лона. Но лишь после уплотнения хрящей, к середине атлантической эпохи, человек уплотняется настолько, что становится плотью и костью и у него постепенно образуются кости. И параллельно с этим твердеет все больше поверхность Земли и человек спускается на Землю.

От этого все больше исчезает сознание, которым он обладал в божественно-духовных мирах; он все больше и больше начинает наблюдать внешний мир, готовясь стать подлинным обитателем Земли. В последнюю треть атлантической эпохи люди уже довольно близко подходят к образу современного человека. Так буквально, как видели, человек спускается из сфер, которые мы должны обозначать как пароводяные сферы, водяные сферы и т.д. Пока он был в водно-воздушных сферах, его сознание обладало способностью ясного астрального восприятия, ибо как только он выходил из физического тела, он был вверху, у Богов, но вследствие уплотнения физического тела, он, так сказать, отделился от божественной сущности. Образовывая свою физическую скорлупу, теряя свою водо-воздушность, человек медленно освобождается от связи с божественной субстанцией. По мере погружения в физическую материю, его астральное сознание все более затемняется. Короче, когда человек пребывал в лоне Богов, его физическое и эфирное тело были водо- и воздухообразными и постепенно он уплотнился параллельно с уплотнением Земли до теперешней телесности. Это — погружение в материю, пройдя через которое человек снова поднимается наверх. Познав здесь, что можно познать в плотной материи, он снова поднимается в область, где его физическое тело будет водным и воздухообразным. Человек должен осознать, что его истинное бытие, если он снова хочет осязать себя в своем сознании с Богами, будет протекать в областях, откуда он происходит. Человек уплотнился из воды и воздуха; он должен вновь превратиться («утончиться») в них. В настоящее время он может лишь духовно предварить это состояние, создавая себе внутреннее сознание того, чем он позже станет телесно. Когда человек достигнет этого сознания, он выполнит свою земную миссию. Что же это значит? Это значит, что человек родился не от плоти и земли, а от воды и воздуха. И впоследствии он должен действительно возродиться в духе от воздуха и воды. Евангельское слово «вода» и означало воду, но слово «пневма», которое теперь переводится как «дух», в то время означало «воздух». Оно имело это значение и, во избежание недоразумения, мы должны слово «пневма» переводить «воздух» или «пар». Так что фразу из беседы с Никодимом нужно читать: «истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и воздуха, не может войти в Царство Божие». Христос указывает здесь на будущее состояние человека, до которого человек разовьется, так что в этой беседе мы имеем глубочайшую тайну нашего развития. Нужно только правильно понимать слова и применять их на основании данных Теософии (в обычном языке еще сохранилось это в наименовании легко испаряющихся веществ). Первоначально слово «пневма» означало воздух. Вы видите, как важно понимать буквальный смысл Евангельских слов, из которого выявляется их удивительное духовное значение.

Теперь же обратим еще ненадолго наш духовный взор на другой факт эволюции. Возьмем тот момент, когда астральное тело и “Я” человека еще было погружено в лоне общей божественной астральности. Все дальнейшее развитие, если вы проследите его ход, совершалось так, что его можно изобразить схематически. Сначала ваша астральность была сложена в общую астральность и путем только что описанных процессов, как скорлупы, образовались физическое и эфирное тела, отделившие людей друг от друга, как отдельных сущностей. Рядом с этим шло обособление сознания человека. Так что, продвигаясь вперед, мы наблюдаем, как постепенно образуются отдельные человеческие индивидуальности, заключенные в скорлупу физического тела, выделяясь как отдельные части из общей астральности. За это становление самостоятельности человек должен заплатить затемнением своего астрального сознания, взамен чего через скорлупу своего физического тела он начинает видеть физический план, но древнее ясновидческое сознание все более и более утрачивается им. Итак, мы видим, как возникает то, что является внутренним человека, самостоятельным, индивидуальным внутренним человека, — то, что является носителем “Я”. Рассматривая ныне спящего человека, вы видите перед собой в его эфирном и физическом теле то, что образовалось из этих скорлуп в процессе уплотнения. То же, что выделилось еще раньше из общей астральности, возвращается каждую ночь назад, чтобы обновить свои силы в общей божественной субстанции. Но оно, естественно, соприкасается с нею не в той уже мере, как раньше, иначе человек был бы ясновидящим. Оно сохраняет свою самостоятельность. Эта самостоятельная индивидуальность возникла в ходе земного развития. Чему же обязана своим обособленным существованием эта часть человека, ищущая укрепления вне физического и эфирного тел? Она обязана этим эфирному и физическому телу человека, постепенно образовавшегося в ходе земного развития. Он породил то, что днем погружается в физический мир и созерцает его через внешние органы чувств, а ночью тонет в бессознательности. На языке оккультизма «земным человеком» называется именно то, что остается в постели. Это и есть «человек», а то, в чем день и ночь заключено “Я”, но то, что родилось из физического и эфирного тела, называлось «чадом человеческим» или «Сыном человеческим». «Сын человеческий» — это “Я” и астральное тело, рожденные из эфирного и физического тела в течение земного развития. Таким образом, «Сын человеческий» есть техническое выражение. Для чего пришел на Землю Христос Иисус? Что путем Его Импульса должно было быть сообщено Земле? Тот «Сын человеческий», который выделился из лона божества, освободился от зависимости, в которой был раньше, но зато приобрел физическое сознание, должен был силою пришедшего на Землю Христа вернуться к духовному сознанию. В нем должно снова вспыхнуть сознание божественного бытия, благодаря возрастанию его духовной сущности. Ранее лишь отдельные избранные посвящением древних мистерий могли созерцать божественно-духовный мир. Для них в древние времена существовало другое техническое выражение. Тех, кто мог видеть в божественно-духовном мире и свидетельствовать о нем, называли «Змиями». «Змии» были посвященными древних мистерий; они были предшественниками дела Иисуса Христа. Моисей явил свое посланничество, подняв перед народом «Змия» — символ возвышения тех, кто обладал духовным зрением. Но сила Христа дала возможность каждому сыну человеческому достичь того, что раньше давалось лишь единицам. Это выражает Христос в своей дальнейшей беседе с Никодимом словами: «И как Моисей вознес змия в пустыне, так должно вознесено быть Сыну Человеческому». Христос берет здесь специальные выражение той эпохи. В древние времена могло быть только провозвестие учения Христа о «Я есмь». Только опираясь на внешний авторитет посвященных, народы могли что-либо узнать о «Я есмь», долженствующей развиться в каждом сыне человеческом. Но и об этом сообщается нам в достаточной мере. Мы видели, что означает «Я есмь» в Евангелии от Иоанна. Постепенно ли приносилось оно человечеству? Были ли о нем провозвестия? Действительно ли в Ветхом Завете пророчески указано на то, что впоследствии было дано как импульс человеку в явлении воплощенного «Я есмь»? Припомним, что все, что является в ходе времени, подготовляется постепенно. То, что дано, принесено Христом, должно было подобно ребенку в материнском лоне, медленно созревать в древних мистериях, в исповедовавших Ветхий Завет. То же, что подготовлялось в последователях Ветхого Завета в древнем иудейском народе, подготовлялось и созревало в древнем Египте, великие посвященные которого знали обо всем долженствующем произойти на Земле. Мы знаем, что египтяне были третьей подрасой после атлантической расы, в которой постепенно развивается импульс «Я есмь». Египет был как бы материнским лоном, внешней оболочкой для «Я есмь». Но он не достиг еще высоты, необходимой для того, чтобы родить из себя принцип Христа, и для этого из него был выделен еврейский народ. Рассказывается, как Моисей был избран из среды египтян как провозвестник Бога, являющего собой воплощение «Я есмь». Но он должен был возвестить это сначала тем, кто мог это понять. Он должен был возвестить, что слова «Я и Авраам — одно» заменяются словами: «Я и Отец — едино», т.е. “Я” и духовная первооснова мира есть непосредственно одно. Большинство последователей Ветхого Завета обращались к групповой душе народа, и отдельный человек чувствовал себя как бы погруженным в божественное в этой групповой душе. Но Моисей, как посвященный в древнем смысле предвозвестник о пришествии Христа, т.е., иными словами, что существует Божественный принцип, превышающий принцип крови, связующий поколения, Бог действует в крови со времен Авраама, но это есть лишь внешнее откровение духовного Отца, Отца крови. Моисей сказал Богу: «Кто я, чтобы мне идти к фараону и вывести из Египта сынов Израилевых?» И сказал Бог: «Я буду с тобою и вот тебе знамение, что я послал тебя; когда ты выведешь народ мой из Египта, вы совершите сожжение Богу на этой горе». И сказал Моисей Богу: «Вот я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам, а они скажут мне: «как Ему имя?» Что сказать мне им? (Исх 3.10). Моисей должен пророчески возвестить о высшем Боге, о высшем принципе, обитающем в Боге Отца Авраама, как его высшее начало. Как его имя? Господь сказал Моисею: «Я есмь — я есмь» («Я есмь Сущий»). Здесь провозглашена глубочайшая истина слова, воплощенная впоследствии в Иисусе Христе. «И сказал Господь: так скажи сынам Израилевым: «Я есмь открыл мне это». Так дословно гласит текст. Другими словами это означает: «Имя», лежащее в основе кровного имени. Это «Я есмь», явленное нам воплощенным во Христе Евангелия от Иоанна. И сказал еще Бог Моисею: «Так скажи сынам Израилевым: Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова послал меня к вам». Все, что вы доныне видели лишь внешним образом, что текло в крови, есть в своем глубочайшем смысле «Я есмь». Так провозвещает о себе то, что входит в мир с Иисусом Христом. Мы слышим имя Логоса, слышим Его взывающим Моисею: «Я есмь, который я есмь». Здесь Логос возвещает свое Имя, здесь возвещает Он, что может быть сперва означено разумом, интеллектом и что впоследствии явится как воплощенный Логос во Христе Иисусе. Теперь взглянем на внешнее знамение, которым Логос сходит на израильтян, поскольку они могут его охватить рассудком. Это внешнее знамение есть «манна» пустыни, то же самое слово (и это знают знающие тайноведение), что и «Манас», «Само-дух». Так получает человечество, постепенно достигшее самосознания, первые зачатки «Самодуха». Но то, что живет и приходит в самом Манасе, можно обозначить и иначе. Это не только то, о чем можно знать, но это сила, которую саму можно воспринять. Когда Логос только называет свое имя, тогда его можно понять, охватить рассудком. Когда же Логос становится плотью и является в человечестве, то Он импульс силы, низведенной к людям, который живет не только как учение или понятие, но содержится в мире как импульс силы, к которому человек может стать причастным. Тогда Он называет себя не «Манной», а «хлебом жизни», что является техническим выражением для Будхи или Духа-Жизни.

В Духе претворенная вода, данная как символ Самаритянке, и хлеб жизни — суть первое возвещение излияния Будхи или Духа Жизни в человеке. К рассмотрению этого мы перейдем в следующий раз.

Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Первая лекция (Гамбург, 18 мая 1908 года).
  • Вторая лекция (Гамбург, 19 мая 1908 года).
  • Третья лекция (Гамбург, 20 мая 1908 года).
  • Четвертая лекция (Гамбург, 22 мая 1908 года).
  • Пятая лекция (Гамбург, 23 мая 1908 года).
  • Седьмая лекция (Гамбург, 26 мая 1903 года).
  • Восьмая лекция (Гамбург, 27 мая 1908 года).
  • Девятая лекция (Гамбург, 29 мая 1908 года).
  • Десятая лекция (Гамбург, 30 мая 1908 года).
  • Одиннадцатая лекция (Гамбург, 30 мая 1908 года).
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4625
    Результат опроса