Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > GA > Доклады > Евангелие от Иоанна

Седьмая лекция (Гамбург, 26 мая 1903 года).


Средоточием всего Евангелия от Иоанна, в конце концов, является то событие в истории человечества, которое мы называем Мистерией Голгофы. Понять эзотерическое значение этого события — значит в то же время раскрыть глубокий смысл этого Евангелия. Центральным моментом всей мистерии Голгофы, если рассматривать ее в оккультном смысле, был тот момент распятия, когда кровь спасителя заструилась из ран. И здесь надо припомнить, о чем мы уже часто говорили в течение этих лекций, что для знакомого с духовными мирами, все материальное и вещественное есть лишь внешнее выражение откровения духа. Представим себе внешнее событие — Иисуса Христа на Кресте и кровь, текущую из его ран. Что выражает собою этот образ? Какова его духовная сущность для того, кто может правильно понять Евангелие от Иоанна? Это физическое событие Голгофы есть откровение для духовного события, которое стоит в центре всего развития Земли. Современный материалист не может понять этого места. Он не может помыслить, что на Голгофе случилось нечто, совершенно отличное от обычного распятия человека. Но есть огромная разница между всеми земными событиями, лежащими до события на Голгофе, и последующими. Если мы хотим запечатлеть это во всех подробностях в нашей душе, то мы должны сказать: «Не только отдельный человек или какое-либо другое отдельное существо имеют физическое, эфирное и астральное тело, как мы это уже описывали при различных обстоятельствах, в предыдущих лекциях, но и всякое мировое тело не есть лишь только физическая материя, как это представляется астрономам и прочим физикам; всякое мировое тело имеет свои эфирное и астральное тела. Ими обладает также и наша Земля. Не имея эфирного тела, она бы не могла бы производить растений, а не имея астрального тела — животных. При этом центр эфирного тела Земли совпадает с центром физическим. Все физическое тело Земли включено в ее эфирное тело, а оба они, в свою очередь, включены в астральное тело. Если бы кто-нибудь ясновидчески наблюдал в течение долгого времени за астральным телом Земли во время ее развития, то он увидел бы, что это астральное тело и это эфирное тело в действительности не оставались одними и теми же, но что они изменились. Чтобы нагляднее представить себе это — перенесемся в духе от Земли на какую-нибудь другую звезду, вообразим, что некий ясновидящий с другой звезды глядит на нашу Землю. Тогда, помимо несущегося в мировых пространствах физического тела, такой ясновидящий различил бы окружающую его световую ауру (ибо он воспринял бы и ее астральное и эфирное тела). Если бы этот ясновидящий оставался там так долго, что мог бы наблюдать дохристианские времена Земли и наступление события Голгофы, то он увидел бы, что аура Земли в известный момент изменила свои краски. Что же это за момент? Это именно тот момент, когда на Голгофе из ран Христа Иисуса вытекает кровь. Все духовные отношения Земли в этот момент изменяются до основания. Мы сказали, что то, что мы называем Логосом, есть совокупность шести Элохимов, соединившихся с Солнцем и посылающих свои духовные дары на Землю, падающие на Землю внешне, как солнечный свет. Таким образом, солнечный свет являет собой внешнее, физическое тело духа и души Элохимов, или Логоса. В момент свершения Голгофы сила, струившаяся на Землю в солнечном свете, соединилась с Землей. Т.е. Земля соединилась с Логосом, и аура ее изменилась.

Теперь рассмотрим событие Голгофы еще с другой точки зрения. Мы уже с различных точек зрения рассмотрели становление человека и Земли. Мы знаем, что наша Земля, прежде чем стать Землей, прошла через три воплощения: Сатурна, Солнца и Луны. Когда такая планета достигает цели своего развития, то это подобно достижению в своей инкарнации жизненной цели. Планета переходит в другое невидимое состояние (пралайю) и затем воплощается снова. Такое промежуточное состояние было и у нашей Земли, между тем, когда она была старой Луной, и ее теперешним воплощением. Из духовного, живого в себе, хотя внешне невидимого, бытия воссияла Земля в своем первичном состоянии, из которого затем возникли другие, описанные нами вчера. В те древние эпохи Земля была еще связана со всем, что составляет нашу солнечную систему. Она была еще столь велика, что, простираясь, достигала до отдаленнейших планет нашей солнечной системы. Все было одним целым, и отдельные планеты отделились лишь позднее. До известного времени Земля была связана с нашим теперешним Солнцем и нашей теперешней Луной. Было время, когда Солнце, Луна и Земля составляли одно тело, как если бы взяли теперешнюю Луну и теперешнее Солнце и, смешав их с Землей, сделали бы из них большое мировое тело. Такой была некогда наша Земля, такой была она, когда ее астральное тело и “Я” реяли в водно-туманообразном образовании и ранее того, Солнце, Луна и Земля были соединены. В то время силы, находящиеся ныне в Солнце, — духовные и физические силы, — были связаны с Землей. Затем наступило время, когда Солнце выделилось из Земли; но не только физическое Солнце с его физическим светом, но это физическое Солнце с его физическим светом, видимое человеческим глазом, выделилось со своими духовно-душевными существами, во главе которых стоят Элохимы, собственно — духи света, обитатели Солнца; а позади осталось то, что получилось бы от смешения теперешней Луны с Землей. Ибо, в течение некоторого времени Земля была отделена от Солнца, но соединена с Луной. Лишь в Лемурийскую эпоху выделилась Луна из Земли, и установились те взаимоотношения между тремя телами — Земли, Солнца и Луны, каковы они теперь. Так должны были они возникнуть. Прежде Элохимы должны были действовать извне, один из Элохимов должен был стать владыкой Луны и оттуда отражать могучую силу других Элохимов. Мы сейчас живем на Земле, представляющей собой как бы остров в мировом пространстве, выделенный из Солнца и Луны. Но придет время, когда наша Земля вновь соединится с Солнцем, образуя с ним одно тело. Тогда люди уже достигнут такой духовной высоты, что смогут принять в себя солнечные силы, и, соединившись с ними, выносить их. Будет одна обитель для людей и Элохимов. Какая же сила обусловит это? Если бы не произошло события Голгофы, то никогда не было бы возможным соединение Земли с Солнцем. Через событие Голгофы, когда сила Элохимов в Солнце или сила Логоса соединилась с Землей, был дан импульс, который снова влечет силу Логоса к силе Логоса и, наконец, снова соединит обоих — Солнце и Землю. Со времени Голгофы Земля, наблюдаемая духовно, несет в себе силу, которая ее снова соединит с Солнцем. Поэтому мы говорим: в духовное бытие Земли было воспринято то, что ранее притекало к ней извне: сила Логоса — через событие Голгофы. Что ранее жило в Земле? Сила, излучающаяся на Землю с Солнца. Что живет в Земле с тех пор? Сам Логос, который через Голгофу стал Духом Земли. Как в вашем теле живет душа и дух, так в теле Земли, состоящем из камней, растений и животных, и по которому вы бродите, живет душа и дух Земли. И эти душа и дух, этот Дух Земли, это — Христос. Христос есть Дух Земли. Следовательно, когда Христос говорит с теми, кто является Его ближайшими учениками, и говорит по поводу самых близких отношений, существующих между Ним и Его учениками, — что может Он сказать, какую тайну Он может им доверить? Он может сказать: «Это подобно тому, когда вы от вашего тела смотрите в свою душу. Там, внутри, — ваша душа. И так же, когда вы смотрите на всю земную поверхность, что теперь преходяще во плоти находится здесь, перед вами, это тот же дух, который не только преходящ в этой плоти, но который есть Дух всей Земли — и все более будет становиться им». Он мог указать на Землю как на свое истинное тело. «Когда вы берете колосья и едите хлеб, питающий вас, то что вы на самом деле едите в этом хлебе? Плоть мою едите вы? И когда вы пьете сок растений, то это все равно, что кровь в вашем теле, это кровь Земли, кровь Моя». Так дословно говорил Христос своим ближайшим ученикам, и мы должны принимать эти слова действительно буквально. Когда Он призывает их и символически излагает им, как мы бы это назвали, христианское посвящение, Он произносит замечательные слова, возвещая, что один из них предаст Его. В 18 ст. 13 гл. Он говорит: «Ядущий со мною хлеб поднял на меня пяту свою». Эти слова нужно взять буквально. Человек ест хлеб Земли и ходит ногами по этой земле. Если Земля является плотью Духа Земли, т.е. Христа, то человек, ходя по ней, попирает тело Того, чей хлеб он ест. Когда мы знаем о Христе, что Он Дух Земли, и о хлебе, взятом от тела Земли — идея Тайной Вечери приобретает для нас неизмеримую глубину и значение в смысле Евангелия от Иоанна. Христос, указывая на это, говорит: «Сие есть тело Мое». Как мускулы человеческого тела принадлежат к телу человеческой души, так хлеб принадлежит к телу Земли, т.е., к телу Христа. И соки, текущие в растениях, пульсирующие в виноградной лозе, подобны крови, пульсирующей в человеческом теле. Христос может указать на это, говоря: «Сие есть кровь Моя». Только тот, кто не понимает или не хочет понимать, может подумать, что благодаря этому правдивому объяснению Тайная Вечерня потеряет нечто от святости с нею связанной. Но кто хочет понять, тот скажет: ничего не теряется из святости, но вся планета Земля освящается таким толкованием. И какие могучие чувства могут пройти тогда через нашу душу, когда мы можем понять в Тайной Вечере великую Мистерию Земли, связь Голгофы со всей земной эволюцией, когда мы почувствуем в Тайной Вечери не только человеческое, но и космическое значение текущей из ран Спасителя крови, сообщающей Земле силу для всего дальнейшего развития. Понимая этот глубокий смысл Евангелия от Иоанна, всякий должен чувствовать, как он связан не только своим физическим телом с физическим телом Земли, но, являясь существом душевно-духовным, связан с душевно-духовным Существом Земли, которое есть сам Христос и как Христос проникает наше тело, как Дух Земли. Почувствовав это, мы можем сказать: что же, собственно, светило автору Евангелия от Иоанна в момент, когда он мог прозревать глубокую тайну, связанную с Христом Иисусом? Он видел тогда все силы, все импульсы, бывшие во Христе Иисусе, и как эти импульсы, если человечество их только воспримет, будут действовать среди людей. Чтобы ясно представить себе это, мы должны еще раз проследить пути эволюции, которыми идет человечество. Современный человек состоит из физического тела, эфирного тела, астрального тела и “Я”. Развитие человека состоит в том, что, исходя из своего “Я”, человек постепенно перерабатывает, очищает и укрепляет три остальные члены своего существа. “Я” призвано к тому, чтобы постепенно очистить астральное тело, поднять его на высшую ступень. Совершенно очищенное, проникнутое силой “Я” астральное тело превратится в Манас или «Самодух». Переработанное и укрепленное силой “Я” эфирное тело или жизненное тело станет Budhi или «Жизнедухом». Побежденное же, преодоленное силой “Я” физическое тело превратится в Atma или «Духочеловека». Тогда ближайшая цель человека будет достигнута. Но это может быть достигнуто лишь в очень отдаленном будущем. Кроме того, превращение трех низших тел — физического, эфирного и астрального — в Atma, Budhi и Manas требует непременно вполне сознательной работы “Я” над ними. У большей же части современных людей этого еще нет. Современный человек, в сущности говоря, с полным сознанием только начинает понемногу врабатывать Manas в астральное тело. Но бессознательно, с помощью высших существ, человек уже обработал свои низшие тела в течение земного развития. В древние времена он бессознательно работал над своим астральным телом и через это астральное тело проникалось «душою ощущающей». Бессознательно его “Я” работало и над эфирным телом и это бессознательно преобразованное эфирное тело является тем, что в системе моей книги «Теософия» обозначено, как «душа рассудочная». И, наконец, то, что “Я” бессознательно переработало в физическом теле, называется «душой сознательной». «Душа сознательная» возникла к концу атлантической эпохи, когда эфирное тело, выходившее прежде в своей верхней части из физического тела, мало-помалу совсем вошло в него. Через этот процесс человек научился говорить себе “Я”. Так человек со всеми частями своего существа постепенно перешел к послеатлантической эпохе. Задача нашей эпохи — постепенно внедрить Manas или «Самодух» в то, что ранее уже было воспринято бессознательно. Человек должен всеми своими силами, добытыми им вследствие обладания телом физическим, эфирным и астральным, душой ощущающей, душой рассудочной и душой сознательной — всеми силами, которые ему могут дать эти члены, он должен выработать свой Manas или «Самодух», а также хотя бы скудные зачатки Budhi (Жизнедух). Этим поставлена великая задача нашей послеатлантической эпохи — работать над сознательным развитием этих высших членов человеческого существа — Manas или «Самодуха», Budhi или Жизнедуха и Atma или Духочеловека, хотя бы конечная цель и была достижима лишь в отдаленном будущем. Человек уже сейчас должен развивать сознательно эти высшие части своего существа. Почему же человек еще не развил эти высшие члены и в чем его отличие от человека будущего? Когда высший человек разовьется вполне, то все его астральное тело будет настолько очищено, что одновременно станет Manas или «Самодухом», тело эфирное будет так очищено, что в то же время станет Духом Жизни или Budhi, а физическое тело будет превращено настолько, что оно также истинно, как оно есть физическое тело — станет в то же время «Духочеловеком» или Atma. Для преодоления низшего из тел понадобится наибольшая сила, а потому преодоление и превращение физического тела будет наивысшей победой человека. Все, что есть сейчас в человеке, живет еще в виде зачатка, но некогда достигнет своего полного развития. И устремление к личности Христа, проникновение, укрепление себя Его импульсом, вызовет в человеке силу совершить такое превращение. Что же следует для человека от того, что он еще не совершил этого превращения? Духоведение весьма просто поясняет это. Благодаря тому, что астральное тело еще не очищено, возможны себялюбие и эгоизм; благодаря тому, что еще не укреплено эфирное тело, возможны ложь и заблуждение; а так как физическое тело еще не проникнуто силою “Я”, то возможны болезнь и смерть. Во вполне развитом Самодухе не будет эгоизма; во вполне развитом Духе Жизни не будет лжи и заблуждения и во вполне развитом Духочеловеке, т.е., вполне развитом физическом теле, не будет ни болезни, ни смерти, а лишь целение и здоровье. Итак, что же значит выражение: «Человек принимает в себя импульс Христа»? Это значит, что он учится понимать заключающуюся во Христе силу и принимает в себя силы, которые приведут его к господству даже над своим физическим телом. Представьте себе, что какой-нибудь человек мог бы всецело принять в себя Импульс Христа, что Импульс Христа мог бы всецело перейти на какого-нибудь человека, что сейчас Христос непосредственно предстоял бы человеку и Импульс Христа непосредственно бы переходил на этого человека. Что это значит? Если бы человек был слепым, то через непосредственное действие Импульса Христа он бы прозрел. Ибо конечная цель развития есть победа над болезнями и смертью. Говоря об исцелении слепорожденного, автор Евангелия от Иоанна говорит именно из глубины таких мистерий. Он являет пример того, что сила Христа в ее полной мере есть сила, несущая здоровье. Где же скрыта эта сила? В теле Христа, в Земле! Эта Земля должна только воистину проникнуться духом Христа или Логосом. Посмотрим, так ли повествует об этом автор Евангелия от Иоанна? Вот слепой, Христос берет землю, смешивает ее со слюной и прикладывает к глазам слепого. Тело, пронизанное Своим духом, прикладывает Он к слепому. Своим рассказом автор Евангелия от Иоанна указывает на некую хорошо ему известную мистерию. Теперь нам предстоит оставить всякие предубеждения, более подробно рассмотреть это одно из величайших знамений Христа, чтобы понять точно природу таких вещей, не заботясь о том, что многие из наших образованных современников сочтут сказанное нами нелепостью или безумием. Мы должны заявить раз навсегда о существовании мировых тайн, доныне еще не известных человеку. Люди настоящего времени, как бы они не были развиты, не имеют достаточной силы, чтобы самим совершать эти великие мистерии. О них можно знать, духовно переживать их и провидеть, но реализовать их физическим образом еще не может современный человек, слишком глубоко опустившийся в материю. По существу, всякая жизнь состоит из противоположностей. Жизнь и смерть суть такие противоположности. Для впечатления и ощущения оккультиста получается нечто весьма своеобразное, если он одновременно рассматривает труп и живого человека. Мы знаем, что в живом бодрствующем человеке обитает душа и дух. Но вы не имеете в нем сознательной связи с духовным миром, они не видят духовного мира. Имея же перед собой труп, мы ощущаем, что дух и душа, некогда принадлежавшие этому трупу, уже на пути к переходу в духовные миры, где для них вспыхивает свет духовного мира. И труп становится символом для происходящего в духовных мирах. Но и в физической материи имеются удивительные отражения духовных процессов. Для человека, вновь спускающегося к рождению, должна быть выстроена его телесность. Материя должна образовать плоть. Она для этого, так сказать, со всех сторон устремляется к центру и для ясновидящего это устремление материи является одновременно умиранием сознательности в духовном мире. Там сознание умирает, здесь оно оживает. Сосредоточивание материи для физического человеческого тела является в известной степени умиранием духовного сознания. Поистине, в разложении или горении физического тела, когда разъединяются, растворяются его частицы, в духовном мире одновременно совершается противоположный процесс. Так возникает духовная сознательность. Физическое растворение есть духовное рождение. Поэтому во всех процессах распадения и растворения оккультист видит еще нечто иное. Кладбище, где разлагаются физические тела, являет собою для духовного взора удивительное явление. Непрестанное вспыхивание духовных рождений. Представим себе, что некто вступил в особую школу (конечно, этого нельзя никому советовать, ибо современное физическое тело не вынесло бы этого), представим себе, что он стал бы тренировать свое тело таким образом, что в течение известного предписанного ему срока он вдыхал бы в себя воздух разложения, с сознанием, что принимает в себя только что описанный нами духовный процесс. Совершая это соответствующим образом, такой человек в следующем своем воплощении (в одном воплощении это совершенно невозможно) мог бы обладать оживляющей и оздоравливающей силой. И вдыхание трупного запаха является средством сообщить мало-помалу своей слюне такую силу, что, будучи соединена с обычной землей, она даст то целительное вещество, которым Христос помазал глаза слепорожденному. Именно на эту мистерию уничтожения смерти путем ее поглощения или вдыхания, дающую силу исцеления, и указывает автор Евангелия от Иоанна, говоря о чуде со слепорожденным, и вместо того, чтобы произвольно толковать эти вещи, нужно выучиться буквальному их пониманию. Нужно с благоговением относиться к таким личностям, как автор Евангелия от Иоанна, говоря себе: «Воистину существовало лицо, посвященное в эти мистерии, и мы должны попытаться понять их». Я должен был еще раньше подчеркнуть тот факт, что мы находимся здесь в теософическом ложе, где не может быть места для предубеждений, легко возникающих при описании такой истинной мистерии, как то, что соединение с землей дает целебное средство, и что подобное событие имеет буквальное значение. Это приводит нас к главному, что занимает нас сегодня, что Христос есть дух Земли, а Земля — это Его тело. В вышеизложенном примере мы видели Христа, одухотворяющим Землю, дающим ей частицу себя для совершения знамения.

Теперь возьмем нечто иное; в дополнение ко всему сказанному сегодня заметим, что Христос говорит: «Моей глубочайшей сущностью является «Я есмь», и истинная и вечная сила «Я есмь» или “Я”, способная пронизывать другие тела, должна влиться в людей». Она находится в Духе Земли. Отнесемся с самым серьезным вниманием к факту, что Христос, желая передать каждому человеку истинное обладание “Я”, хочет пробудить в каждом человеке Бога, постепенно создать из каждого человека владыку и царя. И мы видим тогда, что Христос, в полном смысле этого слова, выявляет идею и закон Кармы. Ибо, поняв вполне идею Кармы, мы поймем ее в ее христианском смысле. Что предполагает, прежде всего, идея Кармы? То, что ни один человек не смеет стать судьей над внутренним другого человека. Кто не постиг этого смысла, идеи Кармы, тот не охватил всей ее глубины. Пока человек судит другого, он ставит его под гнет своего “Я” или “Я” кого-либо другого. Но кто в истинно христианском смысле верит в «Я есмь», тот не судит, ибо он говорит: «Я знаю, что есть Карма — великий уравнитель, и что бы ты ни сделал, я не сужу тебя». Представим себе, что к человеку, правильно понимающему слово Христа, приведут грешника. Как отнесся бы он к этому грешнику? Представим себе, что все остальные, мнящие себя христианами, обвиняли бы этого грешника в тяжелом преступлении. Тогда настоящий христианин сказал бы им: «Что бы вы ни говорили, совершил он свое преступление или нет, должно уважать его «Я есмь» и предоставить его Карме — великому закону, который есть закон самого духа Христова. Это должно быть предоставлено самому Христу. Карма исполняется в течение земного развития, и этому развитию мы можем предоставить то наказание, которое Карма наложит на человека». Можно обратиться к Земле и сказать обвинителям: «Заботьтесь сами о себе! Сама Земля покарает грешника. Запишем же в Землю то, что и без того, как Карма записана на ней». «Иисус же пошел на гору Елеонскую, а утром опять пришел в храм и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и поставили ее посреди и сказали Ему: «Учитель! Эта женщина взята в прелюбодеянии. А Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями. Ты что скажешь?» Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень». И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись, и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: «Женщина! Где твои обвинители? Никто не осудил тебя?» (Он говорил это, дабы отстранить всякий суд извне и указать на скрытую внутри Карму). Она отвечала: «Никто, Господи!» (Она предоставляется своей собственной Карме, здесь только одно: она не должна думать о наказании, которое исполнится в Карме, но она должна исправиться). Иисус сказал ей: «И Я не осуждаю тебя. Иди и впредь не греши». Так видим мы, как тесно связывается идея Кармы с глубочайшей идеей Христа, со значением Его существа для Земли. Он говорит: «Если вы уразумели мою сущность, то уразумели и Того, выражением чьей сущности являюсь Я, а также и то, что само «Я есмь» уравнивает все происходящее». Самостоятельность и внутренняя замкнутость — вот Импульс, данный людям Христом. Сейчас люди еще не дошли до понимания истинного внутреннего христианства. Но когда люди научатся понимать то, что заключено в таком произведении, как Евангелие от Иоанна, они постепенно воспримут заложенные в нем импульсы. И тогда в далеком будущем осуществится идеал христианства.

Итак, мы видим, как в послеатлантическую эпоху к Земле приходит первый импульс для развития высшего человека. Завтра мы будем говорить о развитии человека в связи с принципом Христа именно в эту послеатлантическую эпоху, для того, чтобы, исходя из этого, показать, чем будет Христос в будущем.


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Первая лекция (Гамбург, 18 мая 1908 года).
  • Вторая лекция (Гамбург, 19 мая 1908 года).
  • Третья лекция (Гамбург, 20 мая 1908 года).
  • Четвертая лекция (Гамбург, 22 мая 1908 года).
  • Пятая лекция (Гамбург, 23 мая 1908 года).
  • Шестая лекция (Гамбург, 25 мая 1908 года).
  • Восьмая лекция (Гамбург, 27 мая 1908 года).
  • Девятая лекция (Гамбург, 29 мая 1908 года).
  • Десятая лекция (Гамбург, 30 мая 1908 года).
  • Одиннадцатая лекция (Гамбург, 30 мая 1908 года).
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4627
    Результат опроса