Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > GA > Доклады > Вселенная, Земля и человек

Проявление духовных существ в развитии космоса (Штутгарт, 7 августа 1908 года).


В прошлой лекции мы узнали, что со всех сторон нас окружают духовные существа, наполняющие собою мировое пространство. Попытаемся же теперь представить себе их внешние проявления. Рассматривая их тела с обычной физической точки зрения, мы увидим, что они состоят из элементов Земли, Воды, Воздуха и Огня, то есть из четырех известных нам «состояний» физической материи. Здесь надо заметить, что все то, что наука подводит под понятие твердых тел, в духовном познании обозначается словом «Земля». Все жидкое (не только одна вода, но, например, и ртуть) обозначается словом «Вода»; все газообразное называется «Воздухом»; а все, так или иначе связанное с теплом, мыслится как содержащее в себе «субстанциальное тепло», которое не является для нас только внешним свойством предмета, но представляет собой как бы прямое продолжение названных состояний материи. В названных элементах физической материи живут те духовные существа, о которых говорилось выше.

Ясновидящий открывает в жидкостях, главным образом, в воде, присутствие не только рыб и других водяных животных; он видит там особых духовных существ; это — Ангелы. Они действительно живут в воде, облеченные в ее скользящее, постоянно меняющееся тело, неуловимое для неразвитого духовного зрения человека. Их физическое тело не имеет определенных очертаний; они живут, главным образом, в парах, насыщающих воздух. Самый же воздух обитаем духовными существами следующей духовной иерархии — Архангелами. Нельзя относиться, как к простой сказке или игре фантазии, к рассказам, видящим в диких порывах бури, в завывании ветра присутствие этих высших сил. Поистине таким образом проявляет себя жизнь этих духов. Тепло же служит физическим проявлением следующих за Архангелами духовных существ — Начал (Archai). Теперь вы уже поймете то утверждение, что существо человека состоит не только из четырех элементов физической материи, но что в нем сливаются и скрытые в этих элементах духовные существа. Они входят в природу человека, проникая и наполняя его физическое тело.

Следующие за Началами духи носят в христианской эзотерике название Духов Формы и имеют свое тело в сверкающих лучах света. Свет есть состояние еще более тонкое, чем теплота. Всюду, где есть свет, мы имеем одеяние высших существ, именуемых Духами Формы (Exusiai). Их назначение состоит в том, чтобы придавать форму всему существующему, облекать его в определенные контуры. Они были носителями того неизменного начала, которое проходило через все перемены. На них лежит миссия объединять собою всю эволюцию человеческого рода с момента его появления на Земле, представить ее, как нечто целое, независимое от различий, вносимых Духами Времени той или другой эпохи. Им дана планетарная задача — руководить историей Земли, как единого целого. Итак, в отличие от Духов Времени, руководящих отдельными эпохами, Духи Формы направляют судьбы всего человечества. Но и сама наша планета подлежит закону перевоплощения, причем каждое ее состояние имеет свои задачи в общем ходе мирового развития. Ничто не повторяется. Все эволюционирует. На древней Луне, предшествовавшей стадии «Земли», роль Духов Формы принадлежала духам, которых христианская эзотерика называла Духами Движения (Dinameis). Стадии Луны предшествовала стадия Солнца, не имеющая ничего общего с нашим теперешним Солнцем. На этом древнем Солнце царили высшие духовные существа, которые в христианской эзотерике известны под наименованием Kyriotetes - «Господства».

Им было поручено тогда верховное руководительство. Самым древним состоянием Земли был Сатурн. На нем высшая власть принадлежала духам, носящим имя «Престолов» (Духов Воли). Таким образом, поднимаясь все выше по иерархической лестнице существ, мы доходим до духов, заведующих миссиями целых планетарных состояний. Все эти духи: Престолы, Господства, Силы и Власти имеют значение и для судьбы каждого отдельного человека, хотя и не принимают в ней такого близкого и непосредственного участия, как существа низших духовных иерархий (Ангелы, Архангелы, Начала). Проследим теперь пути, которыми совершалась эволюция этих духов, то есть Ангелов, Архангелов и Начал. Все они теперь стоят выше человека. Но мы знаем, что и он со временем достигнет их ступени развития, так как эволюция его продолжается беспрерывно, и уже на ближайшем воплощении Земли (на Юпитере), он сравняется с Ангелами. Подобно человеку, духовные существа не оставались всегда на одной и той же ступени развития и постепенно проделали все низшие стадии. Так, на древней Луне стадию человека проходили Ангелы, которые только путем непрестанной работы над собой получили возможность перейти на следующую ступень. Стадию, аналогичную человеческой, Архангелы проходили на древнем Солнце, так что теперь они стоят на две ступени выше человека. Начала (Духи Времени) прошли стадию, аналогичную человеческой, уже на древнем Сатурне, и превышают нас тремя степенями. Те же существа, которых мы называем «Духами Формы» и на которых взираем, как на нечто неизмеримо высокое, прошли через свое человечество в далеком прошлом и имели его уже за собою в момент первого воплощения Земли, когда она начала свое развитие в стадии Сатурна.

Понятно, в какие высокие области увлекает нас одна мысль об этих существах. Но и они подлежат закону развития и, будучи уже высоко совершенными на древнем Сатурне, на древнем Солнце и на древней Луне, продолжали свое беспрерывное восхождение, пока, наконец, не достигали такого состояния, что перестали уже нуждаться в субстанциях какой-либо отдельной планеты. Ибо мы видели, что некоторые духи для поддержания своего существования требуют известных элементов физической материи нашей земли: Ангелы — воды, Архангелы — воздуха, Духи Начал — огня. Духи Формы в этом не нуждаются. Но зато им необходимо нечто другое. Как только Земля вступила на путь своего обособленного развития, они покинули ее. Их развитие подвинулось настолько, что для дальнейшего движения им потребовались уже более тонкие субстанции, чем их могла бы доставить отделившаяся от Солнца Земля. Поэтому, взяв из нее все высшее и светлое, они ушли вместе с Солнцем. В этом и состоит духовная причина разделения Земли и Солнца. Дело не ограничилось одним механическим разделением материи. Мировые тела меняют свои соотношения, чтобы сделать возможным дальнейшее существование высших духовных существ. Таким образом, Духи Формы отделяют от Земли всю ее наиболее тонкую материю, и возникает Солнце. Оно шлет нам обратно свой свет, изливая в нем дары благих, обитающих на нем духов. Я уже говорил вам, что этот свет служил одеянием и телом для Духов Формы. В горячих, светлых лучах посылают они Земле свои живительные сипы. После того, как мы узнали, что причина всех космических событии лежит в работе духовных существ, связанных известным образом с материей, нам станет понятным одно явление, которое иначе трудно объяснить: — это возникновение нашей планетной системы. Говоря об этом, наука указывает на существование особой первичной туманности, из которой впоследствии все и возникает. Хотя теория Канта и Лапласа и подверглась некоторым изменениям со стороны некоторых исследователей (Аррениус), но эти изменения настолько незначительны, что о них не стоит говорить. Самой сущности дела они не меняют. Поэтому мы возьмем общепринятое положение, что Солнце и остальные планеты возникли из одной общей туманности благодаря тому, что в ней началось особенное вращательное движение.

Духовная наука не противоречит этой гипотезе. Зато она может указать, какие условия были бы необходимы, чтобы иметь право на абсолютное ее утверждение. А именно, для этого потребовалось бы, чтобы ее сторонники могли устроить в мировых пространствах какой-либо наблюдательный пункт, с высоты которого они могли бы следить за процессом разложения туманности, длящимся многие миллионы лет. Но даже и в таком случае мы увидели бы только то, что говорит современная наука. Мы же обратимся к тому, что увидел бы здесь духовный взор ясновидящего. Прежде всего, он точно так же различил бы огромное сферическое скопление находящейся в очень тонком состоянии материи. Он не смог бы сначала указать здесь ни Солнца, ни Земли, ни какой-либо другой планеты. Но причина возникновения этой туманности для него не была бы загадкой. Он видит ее прошлое — древнюю Луну, которую мы должны считать предшественницей нашей Земли. Древняя Луна в течение определенного периода времени была мировым телом, после чего она вновь перешла в духовное состояние. Все, что некогда было дифференцировано, снова слилось, погрузилось в особого рода космический сон, закончившийся возникновением новой туманности, в которой возрождалась древняя Луна. Этот вновь возникший шар не был лишь чисто физическим образованием. На нем обитали высшие духовные существа, тесно с ним связанные в своем развитии. Материалистическая гипотеза пытается наглядно изобразить первичное возникновение солнечной системы посредством одного опыта, которой постоянно повторяется в школах. Путем известного механического приема в капле масла, введенной в жидкость, вызывают процесс движения. Тогда мы видим, как эта круглая масса делается все более плоской, как от нее один за другим отрываются мелкие шарики, которые затем и располагаются вокруг. Здесь в уменьшенном виде перед нами повторяется процесс зарождения мира, возникший из движения. Пример как будто бы вполне убедительный. Почему бы ни перенести его на возникновение всей вселенной? Но дело в том, что при этом упускается из виду одно обстоятельство, о котором, правда, иногда бывает очень полезно забыть, — это присутствие самого наблюдателя. Если бы не было этого “Я”, производящего опыт и создающего все необходимые для него условия, не было бы и нашей маленькой планетной системы, а капля так и осталась бы в своем безжизненном покое. Но это — постоянная привычка материалистического мышления: брать только одну сторону проблемы. Чтобы быть последовательным и логичным, нужно было бы и в мировом пространстве представить себе великана, приводящего в движение ось нашей туманности. Такого великана на самом деле нет, а есть нечто другое. Мировая туманность не только материальна. Она вся одухотворена, вся проникнута различными духовными существами, имеющими свою жизнь, свои потребности и желания. Они, достигая известного периода зрелости, вызывают движение и деление материи. Все планетное развитие зависит от их работы и участия. Возьмем для примера один случай. Были существа, не вполне осуществившие назначение Духов Формы. Они дошли до того, что не имели возможность развиваться дальше в условиях Земли, но не были достаточно совершенны, чтобы уйти вместе с Солнцем. Между собою они подразделяются еще на два класса, и мы впоследствии познакомимся с их развитием и влиянием на Землю.

Наряду с высокими духами Солнца они также принимали участие в устроении нашей Земли. Эти духи собрали необходимые для своего существования субстанции, и, отпав от Земли, образовали мировое тело между нею и Солнцем. Это была Венера, и точно так же возник Меркурий. Обе эти планеты являются местом пребывания существ, стоящих на промежуточной ступени развития. Точно так же возникновение всех других планет нашей системы объясняется потребностями и стремлениями других духовных существ.

Вернемся еще раз к тому моменту, когда Солнце ушло от Земли вместе с высшими духовными существами, Земля же осталась с теми зародышами, из которых позднее на ней возникнет и разовьется весь видимый мир растений, животных и человека. Их эволюция началась еще на прошлых воплощениях Земли и теперь продолжала свое дальнейшее развитие. Мы остановимся сначала на существе и природе человека. Пока Земля и Солнце были еще слиты в одно, солнечные силы действовали на него как бы изнутри. Человек был тогда таким, каким он перешел на Землю с Луны, то есть он соединял в себе тела физическое, эфирное и астральное, но не имел еще “Я”, полученного им впоследствии, в течение земной эволюции. Само собой, что человек во всем резко отличался от своего теперешнего состояния; его физическое тело было гораздо более тонким и изменчивым, чем теперь. После того, как с уходом Солнца лучи его стали действовать на Землю извне, совершенно изменились все условия жизни человека. Вы должны себе представить это так: в то время, как Земля и Солнце оставались вместе, высшие духовные силы сливались с более грубой материей Земли, сообщая ей свое чистое начало и направляя ход ее развития. Потом эти благие духи отделились для самостоятельного развития, которому они могли тогда придать совсем другой темп. Прежде развитие человека шло под влиянием тех же самых солнечных духов но только неразрывно связанных с тяжелой материей Земли. Теперь же оно перешло во власть духов, начавших свою свободную и мощную эволюцию. И если бы навстречу им не выступило другое, уравновешивающее влияние, все развитие пошло бы с неимоверной быстротой. Человек не смог бы правильно подвигаться вперед при таком бешеном темпе, и вот из среды духов выступает один, который вместе с сонмами спутников принимает на себя задачу воспитывать и закреплять то, что с такой стремительностью насаждают духи Солнца. Но если бы этот дух остался навсегда слитым с Землей, он привел бы ее в состояние полной омертвелости, окоченения, так как его действие было бы слишком сильным. Поэтому дух этот собрал все низшие и грубейшие субстанции и отделился с ними от Земли. Результатом этого было возникновение нашей Луны. И теперь еще слито с Луною это духовное существо, имеющее своим назначением задерживать слишком быстрый темп развития. Таким образом, земная жизнь находится под влиянием двух сил: одной, идущей от Солнца, другой — от Луны. Если бы человек находился под действием только солнечных сил, он делался бы стариком, едва родившись; исключительное же влияние Луны превратило бы его в окоченелую мумию. Идти вперед и правильно развиваться он может только при равновесии двух названных влияний. Человек помещен на Землю. Но чтобы он мог проделать свою эволюцию, ему даны руководители из духовных миров. Мы уже видели, что отдельные его воплощения направляются Ангелами. Но в великом космическом целом Ангелы не самостоятельны: — они сами имеют высших руководителей в лице духов Солнца. Под исключительным влиянием этих солнечных духов весь процесс, безмерно ускорившись, слился бы в одно единственное воплощение. Под влиянием только духов Луны ничто вообще не могло бы осуществиться. Зато при их взаимном влиянии Луна дает устойчивость и форму, а Солнце посылает силы, разрушающие формы и ведущие души из одного воплощения в другое. Так все в мире имеет свою задачу и назначение.

Представим себе теперь более конкретно то, что тогда имело место на Земле. В момент отделения от Солнца физическое тело человека не достигло еще такого совершенства, чтобы его органы могли воспринимать явления внешнего мира. Зачатки этих органов появились, правда уже на Сатурне; но они еще далеко не созрели на древней Луне, где, хотя и могли порождать образы, но только как бы изнутри наружу. Дело происходило так, что если два человека приближались один к другому, то в них возникало как бы сновидение, имевшее особую форму и окраску, на основании которых они могли заключить, враг или друг идет навстречу. Такого рода было образное сознание человека, отвечавшее всем особенностям окружавшего его мира. Внешнее восприятие предметов возникло гораздо позже; оно выработалось лишь постепенно. Даже впоследствии, когда Солнце уже отделилось, человек первое время все еще не мог его «видеть» и воспринимал только его внутренний свет. Но душевно-духовное зрение открывало человеку благодетельную силу солнечных лучей, и Солнце сияло ему в светлых духовных образах. Это нисколько не было похоже на наше теперешнее физическое восприятие.

Только с момента отделения Луны человек получил свое личное сознание и стал различать себя, как нечто отдельное. Для него открылась возможность восприятия внешнего, физического мира. Вы можете легко представить себе эту связь между возникновением личного “Я” и способностью внешнего восприятия. Пока человек не отделяет себя от окружающего мира, он не сознает своего “Я”. Первая вспышка индивидуальности совпадает с открытием органов восприятия на явления чувственного мира. Будучи связана с Землею, Луна направляла силы роста отдельного человека в течение его земной жизни; она продолжает делать это и теперь, только действуя извне. Но чтобы не позволить человеку навсегда застыть в пределах между рождением и смертью, должно было проявиться действие духов Солнца. Первый период земной эволюции проходит под двойным влиянием слитых с нею сил Луны и притекающих извне сил Солнца. Только с выходом Луны открываются внешние органы чувств человека, но зато теряется прежняя способность внутреннего ясновидения. Первое время своего нового состояния человек в действительности не видит Солнца, так как оно закрыто окутывающими Землю густыми парами. Но способность воспринимать Солнце внешним образом ему уже дана.

Итак, подвигаясь вперед в своем развитии, человек теряет прежнюю способность внутреннего сознания живительной силы Солнца. В смысле этого утраченного сознания египтяне называли именем Осириса чистые лучи солнца. С течением времени человек перестает видеть Осириса лицом к лицу, и облачные пары скрывают от него чисто внешнее восприятие. В мифе же это отразилось, как повествование о смерти и гибели того доброго начала, которое раньше окружало человека. «Тифон убил Осириса», и поиски светлого бога были напрасны... Но вот, мало помалу туман рассеивается. Это происходит уже к концу Атлантиды. Человек начинает видеть Солнце, но уже не так, как раньше. Лучи небесного светила проникают в глаз каждого отдельного человека: это — разорванный на части Осирис. Здесь перед нами — огромное космическое событие, и в то время, когда мы были воплощены в Египте, мы познали его в форме повторения. Египетские жрецы изначала имели это представление и облекали его в соответствующие образы. Они говорили: когда Земля отделилась от Солнца, человек занял среднее положение, удерживая свое равновесие посредине взаимного влияния солнечных и лунных сил. Полового размножения тогда еще не было, а продолжение рода происходило путем девственного зачатия. Силы, царившие на Земле, прошли из знака Девы через знак Весов (положение равновесия) в знак Скорпиона. При этом египетский жрец говорил: «Когда Солнце стояло в знаке Скорпиона, когда Земля была в знаке Весов, лучи Солнца действовали на нее, как жало, пронизывая чувственные органы». Это вступление внешних сил, это жало Скорпиона, выступает здесь на смену древнему непорочному зачатию.

Тогда был убит Осирис. И тут возникает искание, тоска человечества по древней силе, по лицезрению Осириса.

Вы видите, что мы не должны искать исключительно астрономические элементы в таком мифе, как сказание об Осирисе, но должны видеть в нем следствие глубокого ясновидения древнеегипетских жрецов; в таком мифе воплотили они то, что знали о развитии Земли и Человека.

В основе всех мифов лежат подлинные события высших духовных миров. Сегодня вам было показано, как в основе мифа об Осирисе скрыто именно такое событие.


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Связь между древним Египтом и культурой наших дней (Штутгарт, 4 августа 1908 года).
  • Мудрость древних времен и новая апокалиптическая мудрость (Штутгарт, 5 августа 1908 года).
  • Царства природы и царства духовных существ (Штутгарт, 5 августа 1908 года).
  • Развитие человека в связи с эволюцией космоса (Штутгарт, 8 августа 1908 года).
  • Духи Формы — руководители земного бытия (Штутгарт, 10 августа 1908 года).
  • Образы животных — закрепившееся выражение страстей человека (Штутгарт, 11 августа 1908 года).
  • Различные мировые тела и связь человека с ними (Штутгарт, 12 августа 1908 года).
  • Завоевание физического мира в послеатлантических культурах (Штутгарт, 13 августа 1908 года).
  • Изменение отношения человека к духовному миру (Штутгарт, 14 августа 1908 года).
  • Расы и касты. Культ Осириса и Коперник. Сфинкс и загадка человека. Разделение веры и знания. Гармоническое созвучие египетской мудрости и импульса христианства в розенкрейцерстве (Штутгарт, 16 августа 1908 года).
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4627
    Результат опроса