Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > GA > Доклады > Евангелие от Луки

Четвертая лекция (Базель, 18 сентября 1909 года).


События, лежащие в основе Евангелия от Луки, будут день за днем все более утончаться, и я прошу принять во внимание, что мои лекции вытекают одна из другой, что содержание каждой тесно связано с остальными. Это относится особенно к настоящей и следующей лекциям.

Мы уже выяснили, что обновление буддийского миросозерцания, влившегося в христианство и вновь дарованного миру, произошло потому, что астральный материнский покров, сброшенный развивающимся ребенком Иисусом с достижением половой зрелости, слился с Нирманакая Будды. С момента двенадцатилетия Иисуса мы имеем определенную сущность, состоящую из Нирманакая, то есть духовного тела Будды, и сброшенного Иисусом астрального материнского покрова. Когда в обычной жизни развивающийся человек сбрасывает этот астральный материнский покров, когда в человеке рождается его настоящее астральное тело, то этот астральный материнский покров растворяется в общей массе астрального мира и не пригоден к тому, чтобы присоединиться к такой высокой сущности, какой была Нирманакая Будды. Следовательно, тому астральному покрову, который, слившись с Нирманакая Будды, обновил весь буддизм, предстояло нечто особенное: в ребенке Иисусе должна была находиться некая совершенно особенная сущность; для того, чтобы из тела Иисуса могли в течение первых двенадцати лет излучаться силы, воспринятые его материнским астральным покровом, для того, чтобы последнее обладало этими живительными силами, — для этого в теле Иисуса должно было быть воплощено совершенно особое существо. Итак, существо, развившееся в течение первых двенадцати лет в теле мальчика Иисуса и излучавшее силы, обновившие буддизм, не было обыкновенным человеческим существом. Если мы хотим получить представление о том, как возможно то, что этот ребенок иначе влиял на свой астральный покров, чем это бывает обычно в нормальных условиях, то такое представление мы получим лишь при помощи сравнения. Если мы проследим человеческую жизнь так, как она развивается от рождения до 20, 30, и 40 лет (при условии, что она развивается нормально), то увидим, как естественные силы, заложенные в зародыше и лишь намечающиеся при рождении, проявляются затем все более. Ребенок растет не только физически, но и духовно, все более развиваются его душевные силы, постепенно растут силы чувств и интеллекта с наступлением 7, 14 и 21 года, проявляются те или иные силы и растут в своем объеме. Представьте себе, как это происходит при нормальном ходе человеческого развития, и затем представьте себе, что мы хотим проделать «род жизненного опыта». Предположим, что мы предоставим только что родившемуся человеку развиться не так нормально, не так последовательно, как это бывает обычно в наше время при нормальных условиях жизни; что мы создадим этому человеку искусственную возможность особенно свежо воспринять все то, что обычно познается, например, между 12 и 13 годами, воспринять так, чтобы это влилось в его душу с особою свежестью так, чтобы душа могла действовать на вещи с известной творческой силой.

Предположим, что мы хотим сделать этого человека особенно деятельным. В таком случае этот ребенок должен расти не так, как растут обычно другие дети. Мы желаем произвести некий гипотетический опыт, и я употребляю этот пример лишь для того, чтобы выяснить то, о чем мы говорим, и не следует думать, что он является как бы неким воспитательным идеалом. Итак, чтобы воспитать в человеке особый творческий дух, который не только одухотворяет человеческие мыслительные способности, но который может творчески действовать в человеке и развивать эти способности до высокой степени плодотворности, для этого надо, начиная с 6-7-летнего возраста, охранять такого ребенка, прежде всего от того, чтобы он изучал что-либо теми же обычными способами, как и остальные дети, а также от изучения обычных школьных наук. Надо стремиться к тому, чтобы такой ребенок означенного возраста как можно меньше соприкасался с тем, с чем обычно соприкасаются обычные дети этих лет. Надо стараться до 10-11 лет занимать его как можно больше детскими играми, оберегая его в то же время от школьных наук так, чтобы, будучи уже 9-летним, он бы еще не знал сложения, а в 8 лет умел бы лишь скверно читать.

Этот ребенок 8-9 лет должен будет начать с того, с чего обычно начинают шестилетние дети. Тогда человеческие силы разовьются совершенно иным образом, чем обычно, и думать он будет иначе, и перерабатывать иначе все то, что он воспринимает. Воспитанный так ребенок сохранит в себе, вплоть до 10-11 лет, все детские силы, которые подавляются обычным обучением, и в силу этого будет с большей теплотой подходить к вещам, которым он обучается, и будет воспринимать их совершенно иным образом. Его способности станут особенно плодотворными. Итак, в этом ребенке следовало бы удержать возможно дольше его детскость, и тогда ясновидящий заметил бы, что астральный покров такого ребенка, сброшенный по достижении половой зрелости, обладает совершенно иными, чем обычно, юношески свежими силами. И подобный астральный покров сделался бы пригодным для соединения с той высокой сущностью, как Нирманакая Будды. Путем такого опыта достигается не только удлинение юношеского периода человека; таким путем материнский астральный покров человека пронизывается детскими, юношескими силами, и затем эти силы вновь возвращаются в мир, ибо существо, спускающееся с духовных высот, как бы питается этими силами и обновляется. Но пока люди еще не должны делать такого опыта. Поэтому это не может служить воспитательным идеалом. Современные люди должны предоставить свершение некоторых вещей Богам. Боги могут выполнить эту задачу, люди же пока еще не в состоянии сделать этого достаточно правильно. И если вы услышите когда-либо, что индивидуальность, призванная к плодотворной деятельности в той или иной области, долгое время казалась бездарной и глупой и лишь позже проявился присущий ей талант, то знайте, что Боги устроили это.

Они сохранили детскость этого человека до определенного возраста, дав ему возможность лишь много позже изучить то, что в нормальных условиях изучается в более юном возрасте. Иногда же развитой ребенок легко схватывает все, что ему рассказывают, а затем, придя в школу, он совершенно не желает учиться. Все это умышленно создается Богами.

Нечто подобное, но в бесконечно более широком масштабе, происходит с мальчиком Иисусом, передававшим Нирманакая Будды такой бесконечно плодотворный астральный покров. Здесь мы подходим к тайному событию, в которое каждый волен верить или нет, в которое в настоящее время может быть посвящен каждый подготовленный теософ и которое может быть ныне исследовано. Исследуйте все события, долженствующие быть объясненными во внешнем Евангелии или во внешней истории, и вы найдете всех их подтвержденными внешними фактами физического тела, если вы правильно подберете эти факты и не будете судить слишком поспешно.

У родительской четы, описанной в Евангелии от Луки, должен был родиться совершенно особый человек, который должен был принести с собой детские и юношеские силы совершенно особого рода и сохранить их мощными, свежими и здоровыми. В обычных условиях жизни не могло быть никаких родителей, никакого ребенка, у которого оказались бы те свежие юношеские силы, та детскость, которые были необходимы. И если бы не возможность чего-то особого, было бы немыслимо найти среди тогдашнего обширного человечества ни индивидуальности, пригодной для такого воплощения, ни соответствующих родителей.

Исходя к истокам современного человечества, мы приходим к первобытному человечеству древней Атлантической эпохи, происходящего, в свою очередь, от другого, еще более древнего человечества Лемурийской эпохи. Человечество последовательно проходило через стадии культур: греко-латинской, халдео-египетской, древнеперсидской и древнеиндийской. Таким путем мы приходим к грандиозной катастрофе, совершенно изменившей лик Земли. На месте нынешнего Атлантического океана существовал огромный континент — Атлантида. Там, где ныне живут европейские, азиатские и африканские народы, там большая часть Земли была покрыта морем. До Атлантической катастрофы, разразившейся в водной стихие Земли, человечество жило большей частью в Атлантиде. Люди той эпохи обладали иной организацией, чем теперешние. Предвидя приближение катастрофы, великие вожди и жрецы тогдашнего человечества повели людей на Восток и частью — на Запад.

Эти последние и есть предки позднейшего американского человечества. Люди, жившие в Атлантиде, были потомками еще более ранних людей, отличавшихся, в свою очередь, своей организацией от атлантов; они жили в древней Лемурии — материке, находившемся между Азией, Африкой и Австралией.

Рассматривая Хронику Акаши, мы чудесным образом находим в ней удивительные доказательства всего того, что мы находим в библейских и, вообще, религиозных источниках. Как труден был, например, для внешнего естествознания вопрос: истинно ли то, что говорит Библия о «первой человеческой чете» — Адаме и Еве, от которых, якобы, произошло все человечество. Читая то, что записано в Хронике Акаши, мы узнаем, что Земля весьма древнего происхождения и что до Лемурийской эпохи она прошла другие периоды развития. Земля является перевоплощением планетарных состояний: Луны, Солнца и Сатурна. Земля в ее развитии была предназначена к тому, чтобы к трем телам человека, образованных в течение трех первых воплощений Земли — физическому (Сатурн), эфирному (Солнце) и астральному (Луна), — прибавить четвертый член человеческого существа — “Я”.

То, что происходило до Лемурийской эпохи, было лишь подготовкой к осуществлению этой миссии Земли. В Лемурийскую эпоху человек уже был сформирован так, что смог образовать в себе “Я”. Лишь тогда начал образовываться зародыш, который впоследствии в виде “Я” вчленился в три тела человека. Преобразования, происшедшие на Земле, повлияли на человека так, что он смог стать носителем “Я”. Земля была населена и до Лемурийской эпохи, но люди тогда имели совсем иной вид. Они еще не были носителями “Я”, они развивали в себе лишь то, что было принесено ими с Сатурна, Солнца и Луны, то есть физическое, эфирное и астральное тела. В начале своего нынешнего воплощения Земля была соединена с Солнцем и Луной, затем Солнце отделилось, оставив планетарное тело, объединявшее в себе современную Землю и Луну. Вследствие отделения Солнца оставшиеся на этом планетарном теле человеческие существа отвердели, ссохлись и одеревенели. Чтобы предотвратить окончательное уплотнение человеческого облика, была выделена Луна вместе с соответствующим ей веществом и существами. Таким путем человеческий облик был спасен от затвердевания, и человек получил возможность воспринять свой внешний облик; лишь после отделения Луны человек получил возможность стать носителем “Я”. Но все это произошло не сразу. Сначала медленно отделилось от Земли Солнце. Следовательно, положение было такое: в то время, когда еще Луна была соединена с Землей, когда дальнейшее человеческое развитие было невозможно, физическая материя делалась все плотнее, и человек сам начал приобретать тенденцию, инерцию к затвердеванию. Человеческие души, бывшие на более низкой ступени развития, проходили длинный ряд воплощений, оставляя время от времени физическое тело, чтобы пройти через духовный мир и снова появиться на Земле в новом воплощении.

Но до того, как Луна отделилась от Земли, выступило нечто, затруднившее дальнейшее развитие Земли. Некоторые человеческие души, оставившие свои тела и находившиеся в духовном мире, должны были вновь воплотиться на Земле, но со времени их последнего воплощения человеческое вещество сделалось настолько плотным и твердым, что эти души не имели возможности воплотиться. Наступило время, когда покинувшие Землю души лишились возможности вновь воплотиться на Земле, ибо они не могли вчлениться в уплотнившиеся земные тела. Лишь сильнейшие души могли преодолеть затвердевшую в их отсутствие материю и воплотиться на Земле. Остальные же, не имея возможности снизойти на Землю, должны были остаться в духовных мирах. Таково было положение до отделения Луны. И все меньше становилось тех сильных душ, которые могли преодолеть материю и населять Землю. Земля пустела, все меньше людей появлялось на ней, ибо долженствовавшие воплотиться души не могли найти себе подходящих тел. Что же с этими душами случилось? Они были направлены на другие планеты, образовавшиеся тем временем из общей субстанции: на Сатурн, Юпитер, Марс, Венеру и Меркурий.

Итак, было некогда время «великой земной зимы», когда на Земле могли воплощаться лишь сильнейшие души, а более слабые были приняты под покровительство других планет нашей солнечной системы. Было время в течение Лемурийской эпохи, когда действительно существовала единственная человеческая чета, имевшая возможность преодолеть грубую человеческую субстанцию и воплотиться на Земле, то есть как бы «продержаться» в течение всей жизни Земли. Наконец наступил момент, когда Луна отделилась от Земли и вследствие этого человеческая субстанция вновь утончилась и получила возможность вновь воспринимать более «слабые человеческие души»; таким образом, потомки этой «первой человеческой четы» стали воплощаться в более нежной материи. Понемногу на Землю стали возвращаться все те, кто раньше направлялись на другие планеты, и, при увеличивающемся народонаселении Земли, они стали рождаться как потомки первой человеческой четы. Так Земля стала населяться вновь. И, начиная от последних времен Лемурийской эпохи вплоть до конца Атлантической, на Землю продолжали спускаться души, выжидавшие на других планетах возможности воплотиться на Земле. Так образовались на Земле те атлантические народности, которыми руководили атлантические посвященные в особых «Оракулах», которых можно охарактеризовать так.

В древней Атлантиде были великие места водительства. Одни были поделены таким образом, что они назывались «Оракулами Марса», другие — «Юпитера», «Сатурна» и т.д. Эти разнообразные оракулы вполне соответствовали тогдашнему человечеству. Для человеческих душ, выжидавших земных воплощений на Марсе, обучение и руководство было сосредоточено в Оракуле Марса и т.д. В Атлантическую эпоху лишь немногие избранные могли быть выделены в центральный великий «Солнечный Оракул». Это были ближайшие потомки той первой человеческой четы, которая перенесла кризис Земли, тех великих прародителей, которых Библия назвала Адамом и Евой. Таким образом, даже то, что кажется нам в Библии таким невероятным, оказывается совершенно верным и вполне соответствует фактам, записанным в Хронике Акаши. Во главе великого Солнечного Оракула, надзиравшего над всеми остальными, стоял величайший из Атлантических посвященных — солнечный посвященный, великий Ману, вождь Атлантических народов. Он имел задание при приближении Атлантической катастрофы вывести подходящих людей на Восток и основать там исходную базу для послеатлантической культуры. Между разнообразными людьми, непосредственно группировавшимися вокруг великого посвященного, были также и такие, которые непосредственно происходили от родовых душ, переживших кризис земной эволюции, то есть прямых потомков Адама и Евы; их там особенно оберегали и охраняли. Таким образом, в эту эпоху развития человечества из мест, бывших под руководством посвященного Солнечного Оракула, исходило правильное влияние этих человеческих душ. Предположим, что в каком-нибудь моменте человеческого развития являлась необходимость обновить какую-либо культуру, некую традицию, уже устаревшую, и что для того, чтобы дать человеку новый культурный элемент, необходимо было сообщить этой традиции новый импульс. Об этом именно и заботились в обители посвященного Солнечного Оракула, и осуществлялось это самым различным образом. В первое время после атлантической эпохи люди, специально к этому подготовленные, посылались в разные места, чтобы сообщить тому или иному народу то, что ему было необходимо. В этих обителях оракулов, сокрытых в определенных местах Азии, заботились о том, чтобы отдельные культуры были оплодотворены соответственным образом.

5 или 6 веков спустя после вступления в мир Будды настало совершенно особое время. Явилась необходимость обновить буддизм. Древнее зрелое миросозерцание, возведенное на огромную высоту Буддой, должно было быть омыто живой водой, чтобы явиться перед человечеством в юношески свежем образе. В человечество должны были войти совершенно особые юношеские силы; но эти последние не были достоянием какой-либо индивидуальности, работавшей во внешнем мире. Каждый, работающий во внешнем мире, расходует свои силы, а это израсходование называется «старостью». Идя назад, к истокам времен, мы находим возникающие одну за другой культуры: древнеиндийскую, персидскую, халдео-египетскую и т.д. Все они имели своих великих вождей, отдавших лучшие силы человеческой эволюции. Святые Риши, Заратустра — вдохновитель персидской культуры, Гермес, Моисей — вожди халдейской культуры — все они были лучшими и правильными вождями и правителями своего времени. Возьмем какую-либо индивидуальность древней Индии; по мере того, как она перевоплощалась, проходила через ряд следующих друг за другом культур, ее душа становилась все старше, созревала все более, но силы юности она теряла. Старая душа, работавшая над собой длинный ряд инкарнаций, может быть вполне созревшей, может чрезвычайно много сделать, но не может вернуть своей молодости.

Можно учить великому, можно многое совершить для человечества — и все же не иметь возможности вернуть расходуемые юношеские свежие силы. Возьмем величайшего вождя человечества, работавшего когда-либо над человеческой эволюцией, — Заратустру. Он принес своей эпохе из великих глубин духовного мира великую весть о Солнечном Духе. Он дал возможность своим современникам познать Великого Духа, проявившегося позже как Христос, он первый сказал великие, знаменательные слова: «Аура-Мазда ныне находится на Солнце, но настанет время, и Он приблизится к Земле». Лишь глубочайшее духовное познание, лишь высоко развитое ясновидение Заратустры могли воспринять ту сущность, о которой говорили еще Святые Риши, утверждавшие, что Вишва-Карма находится по ту сторону сферы их восприятия. В теле Заратустры, еще в период основания им древнеперсидской культуры, был воплощен чрезвычайно зрелый дух. Проходя через следующие воплощения, эта индивидуальность становилась все выше, созревала все более, и вместе с этим в ней развивалась способность жертвовать собой ради человечества.

Позднее Заратустра отдал свое астральное тело вождю Египетской культуры Гермесу, а свое эфирное тело — вождю древнееврейского народа Моисею. Все это может совершить лишь вполне развитая могучая душа. И лишь тогда душа может стать высокоразвитой индивидуальностью, как Заратустра. За 600 лет до н. эры, в то время, когда Будда работал в Индии, Заратустра воплотился в Халдее в великом учителе Назаратосе, или Заратосе, который был учителем Пифагора. Все это могла совершить лишь та великая душа, которая была вождем и вдохновителем древнеперсидской культуры. И она становится все более зрелой, но совершить то, что стало необходимым, то есть обновить буддизм, эта душа уже не могла, не могла дать той юношески свежей силы, которая развивается в детстве до момента половой зрелости, для того, чтобы передать ее Нирманакая Будды. Этого никогда не смогла бы свершить сущность Заратустры именно потому, что она поднималась от одного воплощения к другому все выше и достигла такой высоты.

Итак, между всеми индивидуальностями, сложившимися к означенному моменту, мы не найдем ни одной, которая бы обладала силой развить себя так, чтобы в 12 лет проявить юношески свежую силу, могущую обновить буддизм. Мы намеренно остановились на великой, единственной в своем роде индивидуальности — на Заратустре, — чтобы иметь возможность сказать, что и она была неспособна так оживить тело Иисуса, чтобы сброшенный им астральный материнский покров мог соединиться с Нирманакая Будды. Откуда же произошла та великая творящая сила тела Иисуса?

Она произошла от великой Материнской Ложи Человечества, руководимой великим солнечным посвященным Ману. В ребенке, родившемся у родителей, обозначенных в Евангелии именами Иосифа и Марии, была воплощена огромная и индивидуальная сила, сохранявшаяся в великой Материнской Ложе, в великом Солнечном Оракуле. В ребенке были заложены силы самых лучших, самых сильных индивидуальностей. Но каких?

Вернемся назад вплоть до того времени, когда существовало люциферическое влияние на Человечество, проникающее астральное тело человека. Это влияние началось тогда, когда древняя первая человеческая чета населяла Землю. Эта чета была достаточно сильна, чтобы преодолеть сопротивление человеческого вещества и воплотиться на Земле, но, вместе с тем, она была слишком слаба, чтобы противостоять люциферическому влиянию. Последнее вошло в Человечество, распространив свое влияние в астральном теле этой человеческой четы; следствием этого явилась невозможность передать через кровь все силы, приобретенные Адамом и Евой. Физическое должно было развиваться через все поколения, но от эфирного в ходе человеческого развития нечто должно было быть удержано, так как люди «вкусили от древа познания добра и зла», то есть познали то, что проистекало от Люциферического влияния; поэтому было сказано: «Теперь мы должны лишить их возможности вкусить от древа жизни», то есть ныне известная сумма сил эфирного (жизненного) тела должна быть удержана. Эти силы более не передаются потомкам.

Итак, в Адаме была некая сумма сил, отобранная от него после «грехопадения». Эта невинная, безгрешная часть Адама была сохранена в великой Материнской Ложе Человечества и всячески там ограждалась. Это и была, так сказать, душа Адама, еще не затронутая человеческим грехом, еще не вовлеченная в то, путем чего человек пришел к греху. Эти первоначальные силы индивидуальности Адама тщательно охранялись. Эти-то силы, как временное “Я”, были направлены в ребенка Иосифа и Марии. Поэтому уже в первые годы жизни в нем были заключены силы прародителей Человечества.

Эта душа была задержана на очень юной ступени. Она не была проведена через ряд разнообразных воплощений; она была задержана на ступени, оставшейся далеко позади от остального человечества, точно также, как когда мы в нашем гипотетическом воспитательном опыте искусственно задерживали развитие ребенка. Кто же воплотился в ребенке Иосифа и Марии? Прародитель человечества — «древний Адам» — родился «новым Адамом». И это знал уже Апостол Павел, за словами которого скрывается эта истина. Это знал также и Евангелист Лука — ученик Павла. Поэтому-то он говорит об этом совершенно особым образом. Он знал, что необходимо нечто особое, чтобы внедрить эту духовную субстанцию в человечество: что необходимое кровное родство с «Адамом». Поэтому он сообщает родословную Иосифа, ведущую к Адаму, который появляется непосредственно из духовного мира; эта истина о том, что Адам происходит от Бога, выражена у Луки словами: «Сын Божий».

Итак, родословная у Луки восходит к Богу. За этой родословной скрывается глубокая тайна: общая кровь должна была излиться через поколения и сохраниться в своей непрерывности вплоть до позднейшего потомка, дабы, когда исполнятся времена, на потомков мог быть излит и дух.

Таким образом, этот бесконечно юный, не затронутый никакими земными судьбами дух, эта молодая душа, силы которой надо искать еще в древней Лемурии, была соединена с телом, рожденным от Иосифа и Марии. Лишь один этот дух был достаточно силен, чтобы пронизать свой астральный материнский покров и, сбрасывая его, передать ему силы для плодотворного соединения с Нирманакая Будды.

Что же говорит нам описывающее Иисуса из Назарета Евангелие от Луки?

Во-первых, оно изображает нам человека, физическое тело которого было в кровном родстве с Адамом и происхождение которого восходит вплоть до времени, когда некая человеческая чета, воплотившись на обезлюдевшей Земле, спасла все Человечество. Затем оно описывает нам воплощение души, которая дольше всего ожидала этой возможности воплощения. Душу Адама до грехопадения, душу, которая ждала дольше всего, находим мы в ребенке Иисусе. Как ни фантастично звучит это для современного человечества, но мы должны сказать, что индивидуальность, исшедшая из великого Материнского Ложа Человечества и воплотившаяся в ребенке Иисусе, происходила не только физически от древнейшего человеческого рода, но и вообще была перевоплощением первого члена Человечества. Теперь мы знаем, кого увидел в храме Симеон. Это был «Сын Божий», как его именует Евангелие от Луки. Не о современном человеке говорит автор последнего; он говорит о перевоплощении древнейшего кровного прародителя всего Человечества.

В 5-6 веке до нашей эры в Индии воплотился Бодисатва, имевший миссию дать человечеству ту истину, которая все снова будет рождаться среди людей. Он дал Человечеству соответствующий импульс и этим путем сам превратился в Будду и перестал нуждаться в земных воплощениях. Отныне он проявляется уже не ниже, чем в эфирно-астральном мире — в теле преображения, в Нирманакая. Пастухи, сделавшиеся на мгновение ясновидящими, чтобы воспринять то, что им возвещалось, увидели его в образе небесного воинства. Он парит над ребенком Иосифа и Марии, и то, что он парит именно над этим ребенком, имеет особое значение. То, что было даровано Человечеству Буддой, было заключено в очень зрелую форму, было трудно понимаемо, стояло на большой духовной высоте. Для того, чтобы оно стало широко плодотворным, в то, что было даровано Буддой, должна была влиться совершенно свежая, юная сила. И эту силу Будда должен был взять у Земли, склонившись над тем ребенком, от астрального покрова которого он мог воспринять эти юные силы. Он знал, что происхождение ребенка, прошедшего длинный ряд человеческих поколений, связанных кровью, восходило вплоть до праотца Человечества, до древне-юной души Лемурийской эпохи. Зная все это, Будда понимал, что в новорожденном Иисусе воплотился новый Адам. Это младенец, бывший материнской душой всего Человечества, душою, сохранившей свою юность на протяжении всех эпох, жил, пронизывая своими свежими силами свой астральный покров, который позднее должен был соединиться с Нирманакая Будды.

Но это еще далеко не все явления, путем которых мы можем постигнуть удивительную Палестинскую мистерию; это лишь одна ее сторона. Теперь мы знаем, кто родился в Вифлееме после путешествия туда Иосифа и Марии и кто был там возвещен пастухам. Но это еще не все. В момент начала нашей эры произошло особенно много значительных, чрезвычайных событий. Обратим внимание еще на следующее:

В древнееврейском народе существовал род Давида. Все те, кого мы называем «потомки Давида», имели одного общего предка — царя Давида. Из Библии мы знаем, что Давид имел двух сыновей — Соломона и Нафана. От него произошли две линии: «Соломоновская» и «Нафановская». Опустив все промежуточные ступени этих поколений, в момент начала нашей эры в Палестине существовали потомки как соломоновской, так и нафановской линии Давида. В Назарете жил один из потомков нафановской линии по имени Иосиф. Женою его была некая Мария. В Вифлееме же жил потомок Давида по соломоновской линии, носивший то же имя Иосифа.

В том, что тогда жили два человека из рода Давида, оба по имени Иосиф, женатые на двух женщинах, носивших по Евангелию имя Марии, нет ничего удивительного. Итак, в исходный момент нашей эры в Палестине существовали две родительские четы, причем обе носили одинаковые имена — Иосифа и Марии. Одна из них происходила из соломоновской линии, то есть из «царской» линии, другая же, жившая в Назарете, — из нафановской, то есть «священнической» линии. Эта последняя и родила этого ребенка, о котором мы говорили, что он имел такой астральный материнский покров, который мог быть воспринят Нирманакая Будды.

Родительская чета нафановской линии отправилась ко времени рождения младенца из Назарета в Вифлеем для переписи. Все изложенное явствует из родословной, находящейся в Евангелии от Луки. Другая же родительская чета первоначально жила вовсе не в Назарете, а в Вифлееме, что и описывается автором Евангелия от Матфея. (Евангелие изображает всегда одну только истину, надо не мудрствовать, а лишь принимать Евангелие буквально). У этих родителей тоже родился ребенок с именем Иисус. В теле этого ребенка была также воплощена могучая индивидуальность, но она имела совершенно иную задачу. Поистине велика мудрость мира! Этот ребенок не был призван дать своему астральному покрову юные силы; его задачей было дать Человечеству то, что в состоянии дать зрелая душа. Силами, в задачу которых это входило, этот ребенок был образован так, чтобы в нем могла воплотиться та индивидуальность, которая некогда известила Персии об «Ауро-Маздао», отдавшая свое астральное тело Гермесу, а эфирное — Моисею, и появившаяся затем в Халдее как великий учитель Назаратос, то есть Заратустра.

“Я” Заратустры было вновь воплощено в ребенке Евангелия от Матфея, родившемся от Иосифа и Марии, происходивших от царя Соломона и живших сперва в Вифлееме. У Матфея мы находим одну часть истины, у Луки — другую. И оба Евангелия должны быть приняты буквально, ибо мировая истина бесконечно сложна. Мы знаем, кто родился у потомков священнической линии дома Давида, мы узнали также, что у потомков царской линии родилась индивидуальность, работавшая раньше под именем Заратустры в Персии и основавшем там царскую линию. Так жили друг подле друга две Индивидуальности: юный Адам в ребенке нафановской линии и Заратустра в ребенке царской линии дома Давидова. Как это случилось и для чего, и каково было их дальнейшее развитие — об этом мы скажем в следующей лекции.


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Первая лекция (Базель, 15 сентября 1909 года).
  • Вторая лекция (Базель, 16 сентября 1909 года).
  • Третья лекция (Базель, 17 сентября 1909 года).
  • Пятая лекция (Базель, 19 сентября 1909 года).
  • Шестая лекция (Базель, 20 сентября 1909 года).
  • Седьмая лекция (Базель, 21 сентября 1909 года).
  • Восьмая лекция (Базель, 24 сентября 1909 года).
  • Девятая лекция (Базель, 25 сентября 1909 года).
  • Десятая лекция (Базель, 26 сентября 1909 года).
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4627
    Результат опроса