Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > GA > Доклады > Евангелие от Луки

Седьмая лекция (Базель, 21 сентября 1909 года).


Теперь мы должны проследить дальнейшее развитие Существа, стоящего в центре Евангелий и нашей Земли, то есть Христа Иисуса. Вспомним, что Христос Иисус, описанный в Евангелии от Луки, телесно родился как Иисус из Нафановской линии дома Давида. Этот ребенок рос примерно до 12 лет. В этот момент, когда его развитие достигло этой ступени, в его тело вступило то “Я”, которое некогда было воплощено в Заратустре. Теперь мы должны проследить развитие именно этой сущности.

Мы знаем, что обычно развитие людей распадается на ряд важных периодов: первый — со дня рождения до 7 лет, второй — от 7 до 14 (то есть, примерно до половой зрелости), третий — от 14 до 21, четвертый — от 21 до 28 лет, пятый — от 28 до 35 лет. Эти периоды не следует принимать чисто формально, в предположении, что концы их непременно точно совпадают с моментом достижения того или иного возраста. В развитии человека есть важный переходный момент, приблизительно совпадающий с семилетним возрастом, то есть со сменой зубов. Он происходит не внезапно, но постепенно во все время смены зубов. С такой же постепенностью приходят и остальные периоды. С достижением семилетнего возраста духовно совершается нечто подобное рождению ребенка из тела матери, нечто вроде эфирного рождения. По достижении человеком 14 лет, то есть периода половой зрелости, происходит астральное рождение, то есть астральное тело человека становится тогда свободным.

Развитие человека, наблюдаемое духовными очами, происходит гораздо сложнее, чем при обычном рассмотрении. Когда человек наблюдает жизнь обычным образом, от него ускользают те важные перемены в человеческой жизни, которые происходят даже в поздние периоды жизни. Ныне полагают, что после определенного момента с человеком больше ничего не происходит. Но таково мнение лишь грубого исследования. В действительности же при уточненном наблюдении и в поздних периодах человеческой жизни устанавливаются определенные перемены в развитии человека. Когда покидается физический материнский покров, тогда рождается физическое тело человека. Оно в течение первых 7 лет выявляется как свободное тело. Когда покидается эфирный покров, освобождается эфирное тело, и, наконец, когда с достижением 14 лет покидается астральный покров, освобождается астральное тело человека. Выражаясь точно, мы можем понять человеческое существо, лишь исходя из схемы, данной в моей «Теософии». Так развиты и высшие душевные члены человеческого существа.

К эфирному телу присоединяется, прежде всего, «тело ощущений», и, особенно до 21 года, говоря точно, вполне свободно по отношению к внешнему миру лишь тело ощущений. С достижением 21 года в человеке постепенно освобождается «душа ощущающая»; с достижением 28 лет — «душа рассудочная», или душа характера, и затем — «душа сознательная». Так протекает этот процесс у современного человека. И оккультист отлично знает, что стадии человеческого развития протекают именно так. Великие вожди человечества знают, почему так важен в развитии человека 35 год. Данте знал, почему он, объясняя мощное мировое видение, изложенное им в его великой поэме, указал на свой 35-летний возраст. К этому моменту человеческое существо достигает того, что оно может использовать в качестве орудий способности, связанные с телом ощущений, душой ощущающей, а также с душой рассудочной, или характера. На Востоке это было несколько иначе, там эти сроки несколько изменены. Поэтому совершенно правы те, кто для восточной культуры не дал никаких подразделений. На Западе же их надо было делать всегда. Греки обозначали другими словами лишь то же самое.

Когда они хотели обозначить душевное, то они начинали с того, что известно нам как эфирное, или жизненное, тело и называли его трептикон; то, что мы называем телом ощущений, они обозначали очень выразительным словом эстетикон; нашу «душу ощущений» они называли оректикон, душу рассудочную — кинетикон и, наконец, «душу сознательную» — это ценнейшее благо, приобретенное теперь человечеством, они называли дионетикон.

Вследствие известных условий развитие Нафановского Иисуса несколько ускорилось, выдвинулось вперед. Это отчасти явилось следствием того, что в местности, где родился Иисус, половая зрелость наступала ранее обычного. Но у него, кроме того, были особые основания для того, чтобы то, что обычно наступает на 14 году, наступило на 12; то, что наступает на 21 году, наступило у него на 19, и, наконец, то, что наступает обычно в 28 и 35 лет, у него наступило в 26 лет и 33 года.

Смотрите схему:

                                                           Нормальное       Развитие
                                                           развитие      Нафановского Иисуса
Физическое тело                                  1-7-7                 1-12 
Эфирное тело (трептикон)                  7-14-14                12 
Астральное тело (эстетикон)             14-21-21                19 
Душа ощущающая (оректикон)         21-23-28                26 
Душа рассудочная (кинетикон)          28-32-35                33 
Душа сознательная (дионетикон)         35-42

Таким образом, мы имеем схему развития Сущности, стоящей в центре земной эволюции. До 12 лет мы имеем собственно Нафановского Иисуса, после этого момента в Нафановском Иисусе живет “Я” Заратустры. А это значит, что это зрелое “Я”, начиная с 12 лет, работало над телом ощущений, душой ощущающей и рассудочной Нафановского Иисуса и выработало эти способности человеческого существа так, как только могло сделать это такое “Я”. В связи с таким развитием тела ощущающего возникла возможность глубоко проникать в Космос и воспринимать древнего Аура-Маздао согласно его духовной сущности. Далее развилась душа ощущений, которая могла сберегать в себе всю мудрость, все знания, развивающиеся в человечестве на основе учения Аура-Маздао. Затем развилась душа рассудочная, которая в понятиях, в легко усваиваемых словах могла охватить все то, чего человечество раньше достигало через духовные течения извне. Так развивался Нафановский Иисус, неся в себе “Я” Заратустры.

Так его развитие протекало, пока не приблизился 30 год. Тогда произошло нечто другое. Явление, происшедшее с двенадцатилетним Нафановским Иисусом, когда его внутреннее наполнилось новым “Я”, повторилось, но теперь уже в ином, космическом виде. Когда Нафановскому Иисусу исполнилось 30 лет, “Я” Заратустры исполнило свою задачу в его душе, развив и ее способности до высшей степени. Тогда оно окончило свою миссию, ибо оно привило ей все то, чего оно достигло в своих прежних воплощениях. Ныне это “Я” закончило свою задачу и покинуло тело Нафановского Иисуса.

Это “Я” Заратустры ранее жило в Соломоновском Иисусе, пока ему не исполнилось 12 лет. Этот мальчик после этого не мог уже далее развиваться на Земле. Он остановился на этой ступени развития, ибо жившее в нем “Я” Заратустры покинуло его. Но все же он постиг высокой и редкой зрелости, ибо в нем жило очень высокое “Я”. С внешней стороны Соломоновский Иисус показался бы чрезвычайно рано созревшим. Но после того, как его оставило “Я” Заратустры, он остался на месте, потеряв способность развиваться дальше. И когда сравнительно рано умерла мать Нафановского Иисуса, перейдя своим духовным существом в духовный мир, она взяла с собой все то, что имело ценность в вечности, что являлось творческой силой в Соломоновском Иисусе. Этот мальчик умер приблизительно в то же время, что и мать Нафановского Иисуса.

Соломоновский Иисус сбросил с себя драгоценный эфирный покров. Эфирное тело человека слагается после семилетнего возраста, в период между 7 годами и половой зрелостью. Эфирное тело Соломоновского Иисуса было образовано под влиянием сил, коими обладало “Я” Заратустры. С момента смерти эфирное тело оставляет физическое тело; все то, что не пригодно для вечности в нормальном человеческом бытии, отбрасывается, и “Я” берет с собой экстракт эфирного тела. У Соломоновского Иисуса большая часть эфирного тела была пригодна для вечности. Все эфирное (жизненное) тело этого ребенка было взято матерью Нафановского Иисуса в духовный мир. Но эфирное тело — это строитель и творец физического человеческого тела. В действительности, между этим введенным в духовный мир эфирным телом Соломоновского Иисуса и “Я” Заратустры существовало глубокое сродство, ибо в течение 12 лет телесного странствования они составляли одно целое. И когда оно в ходе развития Иисуса из Назарета покинуло его тело, вышло из тела Нафановского Иисуса, тогда проявились силы притяжения между “Я” Заратустры и эфирным телом, оставшимся от умершего Соломоновского Иисуса. Они соединяются вновь и строят себе новое физическое тело. “Я” Заратустры было столь высоко развито, что не нуждалось в дальнейшем прохождении через Девакан. Поэтому через сравнительно короткое время оно могло с помощью описанного уже эфирного тела построить себе новое физическое тело. Таким образом, впервые родилось то существо, которое после этого появлялось все снова и снова, причем, между смертью его и новым рождением протекало сравнительно короткое время. Вскоре после оставления своего физического тела это существо появилось на Земле в новом воплощении. Это существо, нашедшее таким образом свое эфирное тело, прошло после этого через историю человечества. Оно было величайшим помощником тех, кто стремился постигнуть великое Палестинское событие. Как так называемый «Учитель Иисус» эта индивидуальность проходит через все времена. Таким образом, “Я” Заратустры, найдя свое эфирное тело, начало под именем «Учителя Иисуса» свое странствование по пути человеческого развития, все снова и снова воплощаясь на Земле для руководства христианским духовным течением. Он — инспиратор всех, желающих понять свободно развивающееся христианство; он инспирировал внутри эзотерических школ всех тех, кто способствовал продолжению христианского учения. Он стоит за великим духовным образом христианства, разъясняя истинное значение великого Палестинского события.

“Я” Заратустры, жившее в теле Нафановского Иисуса с 12 до 30 лет, было теперь вне этого тела. В это последнее низошло теперь другое Существо. Этот момент, когда высочайшее “Я” заменило в теле Нафановского Иисуса “Я” Заратустры, описано во всех Евангелиях как крещение Иоанном на Иордане. В те древние времена крещение было чем-то совершенно иным, чем ныне, когда оно стало лишь символом. Во времена Иоанна Крестителя крестившиеся погружались в воду всей своей телесностью, всем телом; в подобном случае происходит нечто совершенно особое. Даже в обыкновенной жизни, когда утопающий переживает первый «шок», вся прожитая им жизнь проходит перед ним в одной огромной картине. Это происходит потому, что в подобный момент случается то же, что и в момент смерти: эфирное тело выключается из физического и освобождается от власти физического тела.

То же самое происходило при большинстве крещений, современных Иоанну, и, в особенности, при крещении Нафановского Иисуса. Эфирное тело последнего было выключено из физического тела, и в этот момент в его тело низошло то высокое Существо, которое мы называем Христом. Таким образом, с момента своего крещения Иисус проникнут Христом. Это обозначается словами, стоящими в древнейших рукописях евангельских источников: «Это Сын Мой возлюбленный, которого я ныне явил», то есть отныне это Сын Небес — Христос. Оплодотворявшим было единое божество, проникающее мир, восприемником — тело и вся организация Нафановского Иисуса, подготовляемая к принятию в себя зародыша с Небес. Так говорят об этом древние евангельские рукописи и так должны были бы писать об этом Евангелия. Кто же было существо, которое соединилось тогда с телом Нафановского Иисуса?

Направляя взор лишь на развитие Земли, мы не сможем понять существа Христа. Христос — вождь тех духовных существ, которые в момент отделения Солнца от Земли отошли вместе с Солнцем, избрав для своей работы более возвышенную арену для того, чтобы иметь возможность воздействовать на Землю извне, с Солнца. Обращаясь к дохристовым временам Земли, начиная с выделения Солнца и вплоть до появления на Земле Христа, мы должны сказать: когда достигший определенной высоты восприятия человек взирал на Солнце, то он должен был воспринимать то, чему учил Заратустра, то есть, что солнечный свет и тепло представляют собою лишь физическое одеяние высшего существа, стоящего за этим светом, ибо за последним скрыты те духовные излучения, которые проникают с Солнца на Землю. Вождь всех существ, посылающих все свои благодетельные влияния с Солнца на Землю, — это Христос. В дохристианские времена его надо было искать не на Земле, а на Солнце. Заратустра был совершенно прав, когда, обозначив его именем «Аура-Маздао» и установив, что Солнце было его обителью, сказал: «Странствуя по Земле, мы не можем найти этого духа света: взирая же на Солнце, мы видим его как Аура-Маздао, и струящийся к нам свет — это тело его Солнечного духа, также, как физическое тело есть тело человеческого духа». Но все ближе и ближе подходило это высокое существо через великие космические события к земной сфере. Ясновидчески можно было все яснее видеть приближение Христа к Земле. Великий провозвестник Христа Иисуса — Моисей — в блеске молнии на Синае путем откровения получил отчетливое познание о Христе.

Что же означали эти откровения Моисея? — Они говорили ему о приближении Христа к Земле как бы в отражении зеркала. Одухотворим то явление, которое мы воспринимаем каждую лунную ночь, глядя на Луну: мы видим отраженными отброшенными солнечные лучи. Солнечный свет струится к нам с Луны, но мы называем его «лунным» светом, ибо он отражен Луной. Кого же видел Моисей в горящем терновом кусте и в огне Синая? Он видел Христа. Но так же, как в лунном свете мы видим лишь отраженный солнечный свет, так же точно Моисей воспринимал лишь «отражение» Христа. И так же, как мы называем отраженный свет Солнца «лунным», точно так же Христос был назван тогда Иеговой. Иегова — ничто иное, как отражение Христа до его появления на Земле. Так открылся Христос человеческому существу, которое еще не могло его видеть в его исконной сущности — точно так же, как лунной ночью человеку открывается солнечный свет в лунных лучах. Иегова — это Христос, но лишь воспринятый не непосредственно, а отраженно. Христос должен был все более приближаться к человеческому познанию, к способам человеческого восприятия. Он должен был некоторое время сам странствовать по Земле, стать человеком среди людей, должен был непосредственно поселиться на нашей Земле, в то время как до тех пор он проявлял себя взору посвященных из Космоса. Но для этого, прежде всего, был необходим подходящий момент.

Бытие Христа всегда ощущалось теми, кто был проникнут мудростью мира. Но так как он открывался различным образом, то и имена, какими его называли, были различны. Заратустра называл его «Аура-Маздао», ибо Христос открылся ему, облеченный в одеяние, сотканное из солнечного света. Великие учителя человечества, жившие в древней Индии в первую эпоху после Атлантической катастрофы, Святые Риши, знали о Христе, ибо были посвященными. Но они знали также, что в ту эпоху Его нельзя было постигнуть земной мудростью, ибо это могло случиться лишь в позднейшие эпохи. Поэтому формулой той эпохи было то, что Христос жил выше области семи Риши. Его называли тогда «Вишва-Карма».

Таким образом, и Святые Риши учили о том существе, которое Заратустра называл Аура-Маздао, а они — Вишва-Карма, все это лишь различные имена той Сущности, которая медленно и постепенно приближалась к Земле, исходя из духовных высот, из своей космической обители. Но развитие человечества должно было достигнуть того, что человеческое тело стало способно воспринять это Существо. Для того же, чтобы это стало возможным, было необходимо, чтобы высокое существо, жившее в Заратустре, развивалось от одного воплощения к другому и могло выработать в чистом теле Иисуса из Назарета тело ощущений, душу ощущающую и душу рассудочную, развить их до столь высокой ступени, что человеческое тело получило возможность воспринять Христа. Но это должно было подготовляться очень медленно. Для этого было необходимо, чтобы некое “Я” прошло путь Заратустры, путь большого опыта и многих переживаний, а затем претворить их в способности Нафановского Иисуса. Все это не было возможным в прежние времена, ибо над Нафановским Иисусом должно было работать не только “Я” Заратустры, но и Нирманакая Будды. Оно работало над Нафановским Иисусом извне, в особенности с момента рождения до двенадцатилетнего возраста. Но для этого было необходимо присутствие Нирманакая, а само Нирманакая явилось следствием того, что некий Бодисатва сначала сам поднялся до степени «Будды», чтобы в себе самом развить силу, способную образовать тело, готовое для столь высокого события. В эту инкарнацию, когда этот Бодисатва стал Буддой, у него еще не было возможности вырабатывать в себе такие силы. Для этого ему еще было необходимо прожить жизнь Будды.

В тот день, когда человечество действительно поймет, какая великая мудрость скрыта в легендах, оно получит возможность читать в соответствующих местах все то, что мы раскрываем в Хронике Акаши. Нам говорят, что в древней Индии также учили о Христе, но как о существе, находящемся вне сферы семи Святых Риши. Последние знали, что Христос жил в вышине и лишь постепенно приближался к Земле. Заратустра также знал, что для того, чтобы увидеть Христа, надо было взирать на Солнце. Древнееврейский народ, при помощи способностей и особенностей, о которых говорилось в прошлой лекции, получил возможность видеть сначала лишь отраженную сущность Христа. В одной из легенд о Будде говорится, что когда Гаутама готовился превратиться из Бодисатвы в Будду, он соприкоснулся с Вишва-Кармой, то есть с Христом. Древняя легенда говорит, что когда Гаутаме исполнилось 19 лет, он совершил свою поездку из дворца, в котором его до тех пор всячески оберегали. Он встретил сперва старика, затем больного, затем труп, познавая таким образом одно за другим все несчастья жизни. Затем он увидел монаха, покинувшего эту жизнь, заключающую в себе старость, болезнь и смерть. Тогда Гаутама решил не уходить пока из дворца.

Но во время этой поездки Гаутама был украшен той силой, которую божественный художник Вишва-Карма, открывшийся ему, ниспосылает на Землю из духовной высоты. Так Бодисатва был украшен силой самого Вишва-Кармы, то есть Христа. Христос был для него еще нечто внешнее, ибо он не был еще соединен с Ним. В то время Гаутама приближался к 30 годам. Тогда он не мог еще приготовить человеческое тело к принятию Христа; он должен был развиться еще более. Это было достигнуто переходом на ступень Будды. Когда Будда появился, облаченный в тело Нирманакая, он имел задачу приготовить тело Нафановского Иисуса к принятию Вишва-Кармы — Христа. В каком отношении стоит Христос к Бодисатвам, один из которых позднее стал Буддой?

Этот вопрос затрагивает одну из величайших тайн земного развития. Современными человеческими чувствами трудно ощутить всю важность того, что кроется за этой тайной. В Космосе, которому принадлежит Земля, есть лишь 12 таких существ, к которым принадлежал Бодисатва, превратившийся в Будду и имевший миссией даровать человечеству великое учение сострадания и любви. Каждый Бодисатва имеет определенную миссию, и эти миссии должны быть восприняты в различные эпохи земного развития. Будда стоит особенно близко к земной миссии, ибо задача нашей эпохи состоит именно в развитии нравственного чувства, начиная с появления Бодисатвы в 6 веке до нашей эры до времени, когда этот Бодисатва будет сменен своим преемником — Бодисатвой, которому позже суждено жить на Земле как Майтрейя-Будда. Так идет вперед земное развитие: Бодисатвы время от времени спускаются на Землю и прививают земному развитию то, что составляет сущность их миссии. Рассматривая все земное развитие, мы находим 12 таких Бодисатв.

Они принадлежат той важной группе Духов, от которой время от времени отделяется Бодисатва и посылается на Землю как Великий Учитель. Постепенно мы познаем Великую Ложу 12 Бодисатв как правящую Ложу всего нашего земного развития. Эти 12 Бодисатв, в сущности, охватываются тем понятием, которое мы знаем на низших ступенях бытия как понятие «Учитель». Они — Учителя, великие инспираторы того или иного, что должно быть усвоено человеком.

Откуда же заимствуют Бодисатвы то, что они сообщают Земле из одной эпохи в другую?

Если бы вы могли заглянуть в Великую Дух. Ложу 12 Бодисатв, то увидели бы, что в середине этих 12 в нашем мировом бытии находится Тринадцатое Существо, которое мы не можем назвать Учителем в том смысле, в каком мы говорим это о Бодисатвах, ибо это Существо Само субстанционально излучает из Себя мудрость. Поэтому вполне правильно говорят, указывая на сущность вопроса, что 12 Бодисатв восседают в Великой Духовной Ложе, вокруг некоего центра: они погружены в созерцание великой Сущности, из которой струится к ним все то, что они затем приносят в земное развитие как свою миссию. Таким образом, из этого Тринадцатого излучается все то, чему должны учить людей остальные двенадцать, они являются Учителями, вдохновителями, Тринадцатое же Само как Существо является тем, чему учат другие.

О Нем возвещают они из одной эпохи в другую. Этот Тринадцатый есть Тот, которого святые Риши назвали Вишва-Карма, а Заратустра — Аура-Маздао, которого мы называем Христом. В таком отношении находится Он ко всем Бодисатвам: Он является вождем и руководителем Великой Ложи Бодисатв. Содержанием провозвестия всех Бодисатв является учение о Христе. За 6 веков до нашей эры Будда был украшен силами Вишва-Кармы. Тот же, кто воспринял в себя Христа, то есть Нафановский Иисус, не был просто «украшен» — он был «помазан», он был проникнут, пронизан Вишва-Кармой — Христом. Везде, где люди имели предчувствие об этом факте, об этой великой тайне человеческого развития или познавали ее в посвящении, они воспринимали ее, как в некоем символе, в некоей картине. Например, в малоизвестных таинственных мистериях европейского Севера, в мистериях «троттов», до появления христианства был создан земной символ о духовном факте, о Ложе двенадцати Бодисатв. К мистериям троттов в древнейшие времена Европы принадлежали те, которые были Учителями духовного развития, членами содружества двенадцати.

И среди них был Тринадцатый, который не всегда учил, но который просто из собственного бытия излучал мудрость, воспринимаемую другими. Это было земным образом небесного духовного факта. С другой стороны, в стихотворении «Тайны», где Гете являет нам свою розенкрейцеровскую инспирацию, мы также видим, как сидят Двенадцать вокруг Тринадцатого и как этот последний не имеет нужды быть великим Учителем, ибо к брату Марку в его простоте, как Тринадцатому, должны обращаться эти Двенадцать, после того, как от них уйдет Тринадцатый. Он не должен был быть носителем этого учения, но носителем самой духовной субстанции. И так было повсюду, где имели понятие или знание об этом высоком духовном факте.

Итак, вместе с Иоанновым Крещением в Иордане в развитие человечества вступил этот небесный Тринадцатый, — как сама духовная субстанция, — та высокая Сущность, о которой учили Бодисатвы и Будда. Вот тайна крещения в Иордане. Эта сущность — Христос — должна была в течение трех лет странствовать по Земле в человеческом образе, как человек среди людей, в том земном существе, которое в течение 30 лет своей земной жизни пережило все, о чем говорилось в предыдущих лекциях. Нафановский Иисус был пронизан Существом, ранее скрывающимся за сияющими солнечными лучами, тем Существом, которое отошло от Земли вместе с Солнцем в момент их разъединения. Почему же это Существо так поздно соединилось с развитием человечества на Земле? Почему оно не спустилось на Землю раньше? Почему оно не пронизало человеческое эфирное тело так, как это случилось при крещении в Иордане?

Представим себе явление, обозначенное в Ветхом Завете словом «грехопадение». Оно состоит в том, что известные сущности, отставшие на ступени развития старой Луны, стали воздействовать в Лемурийскую эпоху на человеческое астральное тело. Последнее было проникнуто Люциферическими сущностями. Это образно представлено как «грехопадение» в раю. Вследствие проникновения этих сил в человеческое астральное тело человек глубже погрузился в земное бытие, чем это должно было произойти при нормальном ходе развития. Если бы человек избежал влияния Люцифера, он постепенно поднимался бы в небесные высоты, освобождаясь из уз земной материи, закончив цикл своего земного развития. Вследствие этого влияния человек раньше спустился на Землю, чем это должно было случиться. И если бы не произошло ничего другого, то тогда влияние Люциферических сил, направленных на астральное тело человека, распространилось бы на его эфирное тело. И мировые силы должны были это предотвратить.

Поэтому должно было произойти нечто совершенно особенное. Человек не должен был оставаться далее в этом положении, то есть воспринявшим в свое астральное тело Люциферические силы. Необходимо было отгородить его эфирное тело от воздействия Люциферических существ. Это было достигнуто тем, что человек был лишен возможности вполне использовать свое эфирное тело, он не мог по собственному желанию распоряжаться частью своего эфирного тела. Если бы не это совершенное Богами благодеяние, человек удержал бы за собой возможность пользоваться своим эфирным телом и уже никогда не нашел бы того пути в земном развитии, о котором мы только что говорили. Известная часть человеческого эфирного тела должна была быть выделена и сохранена для позднейших времен. Представим перед нашим духовным взором эту выделенную часть человеческого эфирного тела. Человек состоит из частей, находящихся также и во внешнем мире: из «Земли», или плотного, из «Воды», или текучего, из «Воздуха», или газообразного. Таковы стихии, образующие физическое тело человека и вообще все физическое. «Эфирное» начинается вместе с первыми эфирными состояниями материи, которые называются просто состояниями огненно-эфирными, или «Огня». Огонь и теплота, то есть то, что современная физика не считает субстанциональным, а лишь простым движением, — суть первые состояния эфира. Второе состояние эфира — это светоносный эфир, или просто свет, и, наконец, третье эфирное состояние есть нечто, что не проявляется сперва перед человеком в своем первоначальном образе. Человек воспринимает отблеск тел этого эфирного состояния в физическом мире в виде тона или звука. В основе же того, что внешне является звуком, лежит нечто утонченное, эфирное, нечто духовное. Физический звук есть лишь призрак духовного эфирного звука, или эфирного числа. Четвертое эфирное состояние есть истинный жизненный эфир, лежащий в основе всей жизни. В современном физическом человеке все «душевное» запечатлевается в его физической и эфирной телесности. И все душевное есть известная субстанциональность эфирного. То, что мы называем волей, эфирно выражено в том, что обозначается «Огнем». Тот, кто хоть немного восприимчив к известным соотношениям, тот почувствует, что есть известное основание говорить, что воля, выражающаяся физически в крови, живет в огненной стихии эфира. Воля физически отражается в крови и условно — в движении крови. То, что мы называем чувством, выражается в части эфирного тела, соответствующей световому эфиру. Поэтому-то ясновидящий в эфире видит волевые импульсы человека в виде огненного пламени, пронизывающего его эфирное тело. Чувства же он видит в виде световых образов.

Пережитые человеком в собственной душе и выраженные в словах мысли суть только призраки мыслей, так же, как физический звук есть лишь призрак чего-то высшего. Слова обладают «органом» в звуковом эфире. В основе наших слов лежат мысли; слова являются формой выражения мысли. Эти формы наполняют эфирное тело, пространство, посылая свои вибрации через звуковой эфир. Но звук — это лишь слабая тень подлинных мыслительных вибраций. Внутреннее всех наших мыслей, то, что придает нашим мыслям смысл, — это принадлежит по своему эфирному состоянию к истинному «жизненному» эфиру.

Разум           Жизненный эфир 
Мышление   Звуковой эфир 
Чувство       Световой эфир 
Воля            Огневой, или тепловой, эфир 
                    Воздух
                    Вода
                    Земля

Из всех этих четырех форм эфира с Лемурийской эпохи, с момента Люциферического влияния на человека, остались свободными в распоряжении человека лишь две низшие формы, а двумя же высшими, именно, звуковым и жизненным эфирами, человек был лишен возможности распоряжаться. В этом внутренний смысл Библейского повествования о том, что после того, как человек вследствие Люциферического влияния получил возможность различать добро и зло, или, образно выражаясь, «вкусил от древа познания добра и зла», он был лишен возможности «вкусить от древа жизни». Это означает, что у человека было отнято то, что пронизало бы этот эфир мысли и эфир разума. Поэтому после этого люди должны были развиваться следующим образом: каждый человек мог произвольно пользоваться тем, что соответствовало его воле. Свою волю, так же, как и свои чувства, человек может сделать «личными». Чувство и воля свободно даруются человеку, как его личное. Отсюда проистекает индивидуальное в мире чувства и воли. Поэтому индивидуальное кончается, как только мы поднимаемся от чувства к мысли, даже к выражению мыслей на физическом плане — к словам. В то время как чувство и воля являются личными для каждого человека, слова и мысли являются чем-то всеобщим. Мы не можем каждый мыслить по-своему. Если бы мысли были столь же личными, как чувства, мы никогда не могли бы понять друг друга. Итак, мысли и разум были выключены из человеческого произвола и сохранены в божественных сферах для того, чтобы лишь позже быть переданными человеку. Поэтому мы на земле можем везде найти индивидуальных людей с индивидуальными чувствами и волевыми импульсами, но мы имеем повсюду у каждого народа одинаковое мышление и одинаковый язык. Там, где есть общий язык, там господствует и общее народное божество. Эта сфера изъята из человеческого произвола, в ней действуют Боги.

Когда Заратустра указывал на царство духовного, он мог сказать: «Вниз с неба струится теплота и огонь, с неба нисходит свет; все это лишь одеяние Аура-Маздао. Но за этими одеяниями скрывается то, что еще не спустилось вниз, что еще пребывает во внешнем, что набросило лишь тень на физические мысли и физические слова людей». За солнечной теплотой и светом скрыто То, что живет в звуке и разуме, что открывается лишь тому, кто может прозревать скрытое за светом, что относится к земному слову как небесное слово к сохраненной для становления человечества части жизни. «Взгляните вверх, на Аура-Маздао: вы видите, как он открывается в физической одежде из света и тепла. За этой одеждой скрыто Божественное Творческое Слово, которое приближается к Земле».

Что такое Вишва-Карма, Аура-Маздао, Христос в его истинном образе? — Божественное Творческое Слово. Поэтому в учении Заратустры знаменательно то, что оно посвящается тому, чтобы воспринять в свете Аура-Маздао, «Божественное Творческое Слово» (хоновер), долженствовавшее низойти на Землю и нисшедшее впервые в человеческое эфирное тело при Крещении на Йордане. То, что сохранилось с Лемурийской эпохи — духовное слово, — низошло при Крещении Иоанном с эфирных высот в эфирное тело Нафановского Иисуса. Что же случилось при окончании крещения? «Слово стало плотью». Что возвещали Заратустра и те, которые знали Его тайну? Как провидцы, они возвещали Слово, скрытое за теплотой и светом. Они были «служителями Слова». И автор Евангелия от Луки писал то, что возвещалось «очевидцами», ставшими вследствие этого «служителями Слова». То, чего было лишено человечество вследствие Люциферического принципа, это стало плотью в единой индивидуальности, низошло и жило на Земле. Поэтому это Существо является величайшим прообразом того, кто постепенно познает Его природу.

Наша земная мудрость должна брать пример у Бодисатв, задачей которых во все времена было возвещать то, чем является среди них Тринадцатый. Мы должны синтезировать все то, что дает нам духоведение; должны использовать нашу мудрость, наши познания, выводы духовного исследования, дабы проникнуть в сущность и природу Вишва-Кармы, Аура-Маздао, то есть Христа.


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Первая лекция (Базель, 15 сентября 1909 года).
  • Вторая лекция (Базель, 16 сентября 1909 года).
  • Третья лекция (Базель, 17 сентября 1909 года).
  • Четвертая лекция (Базель, 18 сентября 1909 года).
  • Пятая лекция (Базель, 19 сентября 1909 года).
  • Шестая лекция (Базель, 20 сентября 1909 года).
  • Восьмая лекция (Базель, 24 сентября 1909 года).
  • Девятая лекция (Базель, 25 сентября 1909 года).
  • Десятая лекция (Базель, 26 сентября 1909 года).
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4625
    Результат опроса