Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > Журнал «Антропософия в современном мире» > 2003

Энциклопедический словарь: Рудольф Штайнер


Антропософия в зеркале научных энциклопедий

Энциклопедический словарь Русского библиографического института «Гранат» выпуск 1932 года, том 50.

ШТАЙНЕР (Steiner), РУДОЛЬФ (1861-1925), основатель и вождь современного течения религиозно-мистической философии, т. н. антропософии, или «духовноведения», «науки о духовном человеке», учения о проникновении в духовную сущность человека и установлении жизненных форм, ведущих к его постепенному очищению в просветлению».

Антропософия отделилась от теософии (см.), когда Штайнер, разойдясь окончательно в 1917 г. с немецкими теософами, основал свое «антропософское общество» и приступил к постройке по своему оригинальному плану, своим чертежам и рисункам в Дорнахе, близ Базеля в Швейцарии, особого «храма» под названием «Гётеанум» (Goetheanum), своеобразной «свободной высшей школы для науки о духе». В этом здании, должен­ствовавшем наглядно воплощать идею слияния духа и материи и своими архитектурными, гео­метрическими и символическими формами и об­разами пробуждать «духовноведение», Штайнер читал лекции, ставил свои мистерии («Врата по­священия», «Испытание и пробуждение души», «Страж порога») и драмы Эдуарда Шюре; там же была основана и существующая поныне школа эвритмии—искусства пластически выражать рит­мическими движениями слова в движения души. «Гётеанум» был закончен и торжественно открыт в 1921 г., в 1923 г. сгорел, а теперь на месте прежнего деревянного построен новый железобе­тонный.

Штайнер родился в маленьком австрийском го­родке недалеко от венгерской границы, в семье железнодорожного служащего. С детства он про­являл редкую одаренность и большой интерес к математике и естествознанию; поступив в реаль­ное училище, увлекся философией и проштуди­ровал Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. По на­стоянию отца поступил после гимназии сначала в высшую техническую школу, но вскоре перешел на философский факультет венского, а потом ростокского университета, где и получил докторскую степень.

Еще студентом начал сотрудничать в разных журналах и заниматься преподаванием и обнару­жил исключительный педагогический талант. Поселившись в Веймаре, работал в Гете - Шиллеровском архиве и участвовал в «Веймарском из­дании» сочинений Гете, редактируя и снабдив своими комментариями его естественно научные исследования, чем обратил на себя внимание, как молодой, подающий надежды философ.

В 1804 г. издал свое первое философское со­чинение «Философия свободы» («Philosophic der Freiheit»:I часть посвящена критике теории позна­ния, а II часть подробно развивает мысль о воз­можности «интуитивного творческого познания», не ограниченного рамками кантовской системы, путем «действенно-познавательного пережива­ния, являющегося синтезом чувственного вос­приятия и отвлеченного мышления». В Веймаре же он издал свою книгу о миросозерцании Гете и монографию о Ницше.

С 1897 г. Штайнер переселяется в Берлин, со­трудничает в разных журналах («Literarisches Magazin», «Die Gesellschaft»), продолжает изучать естественные науки, читает лекции в рабочем университете (Arbeiterbildungsschule) и в 1900 г. издает книгу «Welt-und Lebensanschauungen im XIX Jahrh», переизданную позже в 1914 г. под за­главием «Загадки философии». В 1901 г. вышла его «Христианство как мистический факт и мисте­рии древности».

В октябре 1902 г. германская секция теософи­ческого общества привлекла Штайнера к деятель­ному участию, и Штайнер проявил здесь необы­чайную энергию: разъезжая по всей Германии, он прочел около 1.000 докладов, начал в 1903 г. из­давать «социально-теософский» журнал «Люци­фер», впоследствии переименованный в «Lucifer-Gnosis» (выходил до 1908 г.), выпустил свои основные сочинения: «Теософию», «Как достигнуть постижения высших миров», «Очерки тайной нау­ки», и начал приобретать себе приверженцев и последователей. Он придал новый оттенок тео­софскому учению, наложив на него практический отпечаток, желая приблизить его к запросам за­падно-европейской психологии. Он пробует под­вергнуть теософию научному обсуждению и в 1911 г. на международном философском конгрес­се в Болонье читает доклад о «Психических осно­вах и теоретико-познавательном значении фило­софии». В отличие от «восточной мудрости» (Ин­дия, Египет) англо-американских теософов, Штай­нер более склоняется к христианству и европей­ским мистикам. В 1912 г. произошел разрыв Штайнера с теософами. Конфликт между герман­ским и английским империализмом, приведший вскоре к мировой войне, отразился и на разрыве «германских» антропософов с «англо-саксонскими» теософами.

В начале войны Штайнер выступил в Берлине с докладом «Об истинной сущности германской культуры», но без успеха, так как не был пропитан духом господствовавшего тогда узкого национа­лизма. В 1919 г. он предложил, как «морально-политическую меру», опубликовать тайные ди­пломатические акты, свидетельствующие, что Германия далеко не так виновата в возникновении войны.

В том же году опубликовал «Воззвание к гер­манскому народу и культурному миру» и, высту­пая на собраниях берлинских рабочих, ратовал за необходимость пойти не путем обобществления средств и орудий производства, а путем полной эмансипации всей хозяйственной стороны обще­ственной жизни от государственного вмешатель­ства посредством насаждения экономических ассоциаций, возникающих по свободной инициативе на основании дробления социального организма на три автономные области: 1) политически-правовую, подведомственную государству и осно­ванную на равенстве; 2) экономическую, осуще­ствляемую вольными экономическими ассоциа­циями (кооперативы), основанную на братстве; 3) духовную, где царит полная свобода, возглав­ляемая ареопагом мудрецов в духе «Республики» Платона (изложено в книге Штайнера «Die Kernpunkte der soziale Frage»).

Эти бессильные перепевы давно изжитых меч­тательных построений, под впечатлением военно­го краха и надвигающейся социальной револю­ции, нашли, однако, некоторый отклик среди идеалистически настроенной интеллигенции и части рабочих не-социалистов. Был основан союз «Bund der Dreigiiederung des sozialen Organismus»; в Штуттгарте при папиросной фабрике Вальдорф была открыта школа для детей (около 600), где преподавали учителя-антропософы. Издавалось три антропософских органа: «Dreigiiederung des sozialen Organismus», «Die Drei», «Das Goetheanum»; создались среди приверженцев Штайнера, насчитывавших тогда много тысяч, своеобразные акционерные общества с большими капиталами для финансирования вольных эконо­мических ассоциаций: «Der Kommende Tag» (1920, в Штуттгарте), «Futurum» (в Базеле); обра­зовались отделения, «антропософские общест­ва», в разных странах, в Европе, Америке, в том числе в Москве, где изданы в переводе многие сочинения Штайнера (в изд. «Духовное знание»).

Со смертью Штайнера и утратой его личного обаяния антропософы остались без вождя (во главе стал комитет из трех лиц: Карл Унгер, Ма­рия фон Сиверс, вдова Штайнера, и Микаэль Бау­эр), социальная активность сократилась, а усили­лась эзотерическая сторона и «цикл посвящений» доступных лишь для «избранных».

П. Риттер


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Гюнтер Коллерт. Ибо младенец родился нам...
  • Кристина Грувец. Встреча со злом в себе самом
  • Георг Кюлевинд. Моё тело и я
  • Гундхильд Качер. Изречение розенкрейцеров у Рудольфа Штайнера
  • Андреас Шнебеле. Гоголь - мистик и пророк
  • Наталья Бонецкая. Символ русского духа
  • Янош Дарваш. Кто такие кавказцы
  • Оксана Каплина. Образ и два пути познания через творчество
  • Юрген Фатер. Музыка, достигшая начала отсчета
  • Хайнц Циммерман, Бодо фон Плато. Метаморфозы интеллигенции, ответственной за события текущего времени
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4627
    Результат опроса