Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > Журнал «Антропософия в современном мире» > 2006

Вольфрам Граф. Раскрытая тайна.


250 лет со дня рождения Вольфганга Амадея Моцарта

На 35-м году оборвалась необыкновенная, полная сенсаций, жизнь Моцарта. 27 января 2006 года праздновалось 250 лет со дня его рождения. При этом было тоже немало сенсационного: бесчисленные переиздания его сочинений, многочисленные издательские серии, новые записи, курьезные плюшевые фигурки Моцарта, одежда «под Моцарта», вплоть до кулинарных изделий его имени. Связан ли этот «успех» с рыночной конъюнктурой или же здесь есть нечто более глубокое, что делает этого кумира классической музыки современной попзвездой?

Бесспорно одно – без искусства Моцарта немыслима теперь ни одна из областей музыкального творчества. В музыке того времени не было отрасли, не обогащенной его трудами, к чему, впрочем, вынуждали его обстоятельства жизни, особенно в поздние годы, когда он работал по заказам, чтобы обеспечить свою жизнь. Его биография необыкновенна, поэтому она и популярна, она наполнена экстремальными ситуациями. Подчиненное, а порой напряженное положение по отношению к отцу, путешествия вундеркинда, благодаря которым он сходился в Европе с величайшими музыкантами своего времени, литераторами, членами королевских домов и т.д.; бьющая через край радость жизни, связанная с глубочайшими гуманистическими воззрениями – это отражено во многих его письмах, – непримиримость по отношению к тогдашним косным традициям, по отношению к власть имущим, как духовным, так и светским, протест против любого внешнего принуждения. Всегда и везде мы встречаем в нем личность, не умещавшуюся в заданные рамки, личность загадочную, требующую истолкования, личность, глядя на которую, нельзя не удивляться.

Движение в потоке времени, текущем в обратном направлении

В этом контексте следует рассмотреть легенды о его ранней смерти. Для самого Моцарта был загадочен заказ на сочинение «Реквиема». По всей вероятности Моцарт погиб не от руки мистического посетителя–заказчика и не от руки своего коллеги Антонио Сальери. У Сальери не было и малейшего повода завидовать Моцарту, поскольку его сочинения пользовались в то время в Вене наибольшим успехом, он был известнейшим венским композитором. Версия о том, что Моцарта отравили его «друзья-масоны» тоже абсурдна; ведь им было хорошо известно, что попытайся они предпринять что-либо в этом роде против композитора, известного по всей Европе, они подверглись бы репрессиям со стороны императора Иосифа Второго и их деятельность была бы ограничена. «Разоблачение» масонских тайн в опере «Волшебная флейта» тоже не могло расцениваться как предательство, так как тайна могло быть понята только теми, кто уже был знаком с сутью дела. Есть предположения, что Моцарт умер от болезни (см. Людвиг Кёппер, «Смерть Моцарта. Загадка решена», Кёльн 2004), что смерть была вызвана лечением сильнодействующими медикаментами, но это ни коим образом не разрешает загадки гибели Моцарта, ибо остается вопрос, почему смерть наступила в столь раннем возрасте.

Мистерия индивидуальности Моцарта без сомнения связана с его принадлежностью к масонам. Всего лишь за несколько недель после приема в венскую ложу «К Благотворительности» он 14 декабря 1784г. поднялся от «подмастерья» до «мастера», что в рамках масонской иерархии следует рассматривать как необычайно быстрое продвижение вперед (обычно для такого продвижения требовалось около пяти лет – примеч. перев.). Значение при этом имело то, что Моцарт все сильнее связывал свои музыкальные произведения с ритуалом и обычаями франкмасонов. Это вело к созданию новых по форме произведений, которые использовались в культовых действиях. Надо вспомнить о способности Моцарта повторять наизусть в обратном порядке длинные музыкальные фразы импровизаций. Это виртуозное владение потоком времени, текущем в обратном направлении, позволяло подключаться к высоким спиритуальным силам; они становились доступны музыкальному мастерству гения, что особенным образом сближало его с миром духовной действительности определенного уровня. Вступление в мир знаков и символов, культивируемых традиционной формой франкмасонства, открывало путь тому кармическому потоку, который был центральным образом связан со способностями Моцарта и задачами его тогдашней инкарнации. Эти тенденции наверняка привели бы к еще более значительным последствиям, если б Моцарту была суждена более долгая жизнь. Итак, хотя, с одной стороны, внешний ход жизни Моцарта исследован так, что в нем нет пробелов, с другой стороны, даже явное в его жизни полно тайн, противоречий и загадок. Трудно понять не сами по себе турбулентные факты, но внутренние мотивы и импульсы, которые охватывали эту личность.

Отрыв от традиции как индивидуальный почерк

Но что, как не гениальность придает такое очарование его музыке, которая в этом году особенно непрерывно звучит по всей земле? Это прежде всего абсолютное преобладание в ней всех тех музыкальных стилей, которые были известны в культурном регионе композитора. Он мог найти соответствующий тон, мог избрать подходящий характер и идеальную форму для сочиняемого произведения. В то же время его индивидуальный почерк есть отрыв от традиции; апогеем такого отрыва стало позднее творчество Людвига ван Бетховена.

Благодаря своим исключительным дарованиям Моцарт изобретал бесчисленное множество мелодий, бесконечный мелодический поток, возбуждающий у слушателей то внутреннее настроение, которое сохраняется на протяжении столетий, оставаясь свежим и трогая сердца. Рассматривая структуру его музыки, все больше удивляешься. Ведь при ее аналитическом разборе открывается, что она действует наиболее сильно именно тогда, когда отклоняется от общепринятых норм. Ни один такт сонаты не похож на другой, тема то скрывается, то неожиданно модулируется, нарушает сложившуюся периодику, как бы вышучивая ремесленничество, и несмотря на все это, а, может быть, именно поэтому создает благозвучные музыкальные образы. Именно здесь, в таких местах мы, в сущности, и встречаем самого Вольфганга Амадея Моцарта. Несмотря на кажущуюся дисгармонию он создает «неупорядоченный порядок», который в виде неясных форм проходит и по его жизни. Хотя она и описана достаточно подробно, но тем не менее остается необъяснимой; музыка Моцарта особенным образом скрывает свою тайну в тех местах, где она звучит наиболее прекрасно, но именно там ее труднее всего понять. Ее первоисточник надо искать в высших сферах бытия, с которыми гений мог быть связан особым образом.

Вольфрам Граф
перевод с нем. А. Демидова

 

От переводчика

В связи с вышеприведенной статьей г. Вольфрама Графа мне бы хотелось предоставить в распоряжение наших уважаемых читателей ряд сведений, касающихся жизни и смерти великого композитора, которые сообщают его биографы и иные справочные издания.

Из семи детей музыканта Леопольда Моцарта, происходившего из рода аугсбургских ремесленников, каменщиков и переплетчиков, в живых осталось только двое: дочь Мария-Анна и сын Иоганн Вольфганг. С шести лет юный музыкант дает концерты в Германии, Австрии, Франции, Англии, Швейцарии; в 1769–77 гг. работает концертмейстером, в 1779–81 гг. органистом при дворе зальцбургского князя-архиепископа. Еще в 1769–74 гг. трижды посещает Италию, где учится композиции у патера Мартини и даже получает от самого Римского Папы орден «Золотой шпаги». С 1781 г. живет в Вене, дает уроки и концерты, с 1787 г. становится камерным придворным музыкантом императора Св. Римской империи германских государств Иосифа Второго, в 1791 г., вскоре после постановки оперы «Волшебная флейта», проболев 15 дней, умирает. За свою короткую жизнь становится автором десятков великолепных опер, 50 симфоний, 7 струнных квинтетов, 23 квартетов, 21 концерта для фортепиано с оркестром, множества песен, Мессы до минор, «Реквиема».

Загадка с таинственным «черным незнакомцем» давно решена: это был слуга графа Вальзегг-Штуппаха, незадолго перед тем потерявшего жену; именно он заказывал музыку Моцарту, чтобы на домашних концертах выдавать ее за свою. Автор вышеприведенной статьи Вольфрам Граф уверенно оправдывает Антонио Сальери и утверждает, что ни у него, ни у масонов не было мотивов, чтобы сводить счеты с Моцартом, и умер он якобы от болезни. Версию о том, что Моцарта могли отравить масоны, так как он выдал некоторые тайны в своей опере «Волшебная флейта», В.Граф считает абсурдной, так как «посягнув на известного всей Европе композитора, они подверглись бы репрессиям со стороны императора Иосифа Второго…»

На самом деле никаких репрессий со стороны императора Иосифа II масоны в конце 1791 г (Моцарт скончался 5 декабря 1791 г) ожидать не могли, так как этот император умер за год с небольшим до смерти композитора, и на престол в октябре 1790г. вступил его родной брат Леопольд Второй из Габсбургско-Лотарингской династии. При жизни Иосиф Второй относился к Моцарту несколько прохладно; так, прослушав оперу «Похищение из сераля», он сухо заметил, что там «слишком много нот», на что получил дерзкий ответ композитора: «Их именно столько, сколько нужно, Ваше Величество». Не удивительно, что финансовые дела дерзкого музыканта шли все хуже и хуже. Музыкальным «хозяином» венского двора был итальянец Антонио Сальери. По мнению многих современников, он завидовал Моцарту, страшась уступить свое первенство, и делал все, чтобы не допустить Моцарта в среду придворной жизни. Моцарт называл Сальери «злым демоном своей жизни». (Берланд-Черная, «Моцарт», М. 1956)

По отношению к масонским ложам Иосиф Второй, которого иллюминаты надеялись привлечь в свой Орден, хотя и вел себя либеральнее своей матери Марии Терезии – в ее правление с 1764 по 1780гг. масонство было запрещено, – своего брата Леопольда Второго и племянника Франца Второго, но тем не менее в 1786г. запретил ложи в Австрии. Вообще Вена всегда считалась католической столицей, где клерикальные влияния церкви, Рима и иезуитов были особенно сильны. В XVIII веке в католических странах, например, в Испании масонов не только жестоко преследовали, но и казнили. Первая масонская ложа в Вене «Три горящих светильника» была основана в 1742 г., но вскоре ложу запретили, а ее члены попали в тюрьму. В 1749 г. масонство появилось в Венгрии, в 1750 г. – в Трансильвании. Вторая ложа в Вене называлась «Три сердца», основана в 1754 г., третья – «Королевская войсковая» – в 1761 г. Начиная с 1775 г. Вена становится центром розенкрейцерства, средоточием розенкрейцеров Австрии, Венгрии, Баварии, Виттенберга, Польши. С 1776 г. все большее значение приобретает основанный в Баварии Орден Иллюминатов, то есть Просветленных. В 1780 г. создаются «Орден рыцарей истинного света» и «Орден рыцарей и братьев Азии». В 1784 г. – год принятия Моцарта в масоны – учреждается Великая Ложа Австрии, которой подчиняются 45 лож в самой Австрии и на подвластных ей территориях. Однако в 1786 г. император Иосиф Второй запрещает все ложи, кроме трех в Бельгии – Австрийских Нидерландах; через год запрещаются и эти ложи. Император Франц Второй в 1793 и 1801 гг. издает запреты на деятельность масонских лож в Австрии и ее владениях.

Как утверждает В. Граф, Моцарт был принят в венскую ложу «К Благотворительности», и 14 декабря 1784 г. был возведен из звания «подмастерья» в звание «мастера». По видимому, руководил ложей Игнатий фон Борн, к которому Моцарт относился с глубоким благоговением и тяжело переживал его смерть. Масонские мотивы в его творчестве звучали все сильнее, так в 1785 г. созданы масонские композиции для оркестра, «Масонская траурная музыка», в 1791 г. «Масонская кантата», опера «Волшебная флейта», проникнутая масонскими мистериальными мотивами. Могла ли открытая постановка мистериальной оперы послужить поводом для физического устранения композитора? Это очень спорный вопрос; во всяком случае, аргументы В.Графа не выдерживают критики. Конечно, могущественный Орден франкмасонов не испугался бы гонений Иосифа Второго, которого, как сказано, уже более года как не было на свете. Франкмасоны и иллюминаты – к последним тоже принадлежал композитор – сами держали в страхе всех правителей Европы. Деятельный розенкрейцер Фридрих Второй Прусский, император Леопольд Второй и шведский король Густав Третий заключили договор по защите Людовика Шестнадцатого и других Бурбонов от якобинцев и иллюминатов. Однако в марте 1792 г., всего через три месяца после смерти Моцарта, император Леопольд Второй был отравлен; через несколько дней студентом-иллюминатом был убит король Густав Третий. В то же самое время в России на ужине у известного масона Н. Новикова 30 человек якобы бросали жребий: кому зарезать императрицу Екатерину Вторую, что и послужило поводом для ареста и осуждения Н. Новикова в августе 1792 г. Через год после смерти Моцарта в январе 1793 г. по приговору масонского Конвента во Франции были казнены король Людовик Шестнадцатый и его жена Мария Антуанетта – родная сестра императоров Иосифа Второго и Леопольда Второго. Наивно утверждать, как это делает В.Граф, что масоны не могли отравить Моцарта, так как боялись репрессий. Другое дело – было ли им это нужно?

В.Граф утверждает, что у Антонио Сальери не было повода завидовать Моцарту и уж тем более – убивать его. И все же история их отношений свидетельствует об обратном. Итальянец Антонио Сальери, как было сказано, был музыкальным «хозяином» венского двора, он был представителем итальянской музыкальной традиции. Немецкое, австрийское искусство было при венском дворе бесправным по сравнению с итальянским. У Моцарта была заветная мысль: создать национальный оперный театр. Господство итальянской оперы вынуждало композитора пользоваться для большинства своих опер, в том числе для «Свадьбы Фигаро» и «Дон Жуана», итальянскими либретто. Он же хотел утвердить музыкальный театр на родном языке. «И как любили бы меня, если бы я помог подняться немецкой национальной сцене в области музыки!» – говорит он в одном из писем к отцу. С презрением и гневом Моцарт писал об аристократии, чуждой национального достоинства и преклоняющейся перед иноземной модой. Своей последней оперой «Волшебная флейта» он внес неоценимый вклад в создание немецкого оперного искусства. (Всемирная История, т.5, М. 1958) Можно было бы сказать, что «Волшебная флейта» стала прообразом мистериального искусства Р. Вагнера в девятнадцатом веке. Как отмечает Берланд-Черная в книге «Моцарт» (М. 1958 стр.273), «положительные герои «Волшебной флейты» охарактеризованы немецкой музыкой, отрицательные – итальянской».

Так что были у Антонио Сальери серьезные основания, чтобы ненавидеть Моцарта, быть «злым демоном его жизни», освистывать его лучшие произведения, не допускать в сферу придворной жизни, что в итоге довело величайшего композитора до самого бедственного положения, до нищеты. После неожиданной смерти Моцарта осталось 200 гульденов наличными, на 400 гульденов имущества и 3000 гульденов долгу. На погребение было отпущено 8 гульденов 36 крейцеров плюс три гульдена на погребальные дроги… Из-за дурной погоды никто не решился ехать на кладбище, могильщик тоже вскоре умер, так что место погребения до сих пор остается неизвестным…

«В венском парке Пратер Моцарт сказал жене: «Конечно, мне дали яду…» (Кремнев, ЖЗЛ, М.1956 стр.263) В этой же книге на стр. 277 сообщается следующее: Через неделю после смерти газета «Музыкальный ежедневный листок» поместила заметку, сообщавшую, что Моцарт был отравлен. Кличка отравителя преследовала Сальери до смерти. В 1825 году один из друзей Л.в. Бетховена сообщил ему, что Сальери, чувствуя приближение смерти, покаялся в отравлении Моцарта и намеревался рассказать об этом своему духовнику на исповеди. В 1953 г. вышла книга И.Белзы «Моцарт и Сальери. Трагедия Пушкина. Драматические сцены РимскогоКорсакова». Автор, ссылаясь на австрийского историка музыки Гвидо Адлера, сообщает, что в венских архивах была обнаружена запись исповеди Сальери с донесением его духовника епископу о том, что «Сальери не только признался в отравлении Моцарта, но и рассказал, где и при каких обстоятельствах он подсыпал ему медленно действующий яд».

После смерти Сальери в европейских газетах появились публикации о его предсмертном признании, что побудило А.С. Пушкина написать короткую трагедию «Моцарт и Сальери».

Художественная интуиция не подвела нашего великого поэта; он не стал бы клеветать на тщеславного итальянца, ведь по его, Пушкина, словам «Гений и злодейство – две вещи несовместные».

А. Демидов


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Рудольф Штейнер о русском языке.
  • Интервью с Вернером Шредером. Изменил ли духовный мир свою стратегию?
  • Бернард Штейнер. Тайны пространства в «Сикстинской мадонне» Рафаэля.
  • Кристоф Страве. Духовная наука и социальный вопрос.
  • Кристоф Линденау. Общечеловеческий путь к порогу.
  • Кристоф Вихерт. Компетентность учителя и семь добродетелей в искусстве воспитания.
  • Эрхард Фуке. Познания, «терзающие сердце».
  • Альфред Утц. Рождественские знаки.
  • Наталья Бонецкая. Максимилиан Волошин – поэт, мифотворец, маг (III).
  • Геральд Хефнер. Возрождение братства.
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4627
    Результат опроса