Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > GA > Сочинения > Порог духовного мира

Об эфирном теле человека и об элементарном мире


Признание сверхчувственного мира и его познание че­ловек приобретает путем преодоления различных препят­ствий, вначале преграждающих душе путь к этому при­знанию. Встречающаяся здесь трудность основана на том, что эти препятствия, хотя и оказывают свое действие в душевном переживании, но в обыкновенной жизни, как таковые, не доходят до сознания. В душе человека живет многое, о чем сама душа сначала ничего не знает, о чем она лишь постепенно приобретает знание, совершенно так же, как и о существах и событиях внешнего мира.

Духовный мир для души - прежде чем он бывает ею познан - есть нечто совершенно чуждое, не содержащее по своим свойствам ничего такого, что душа может узнать через свои переживания в чувственном мире. Таким обра­зом, бывает возможно для души предстать перед этим духовным миром и увидеть в нем совершенное "ничто". Душа может почувствовать себя как бы смотрящей в бес­конечную пустую, безжизненную пропасть. Такое чувст­во действительно бывает в первоначально бессозна­тельных глубинах души. Душа испытывает чувство, род­ственное боязни или страху; она живет в нем, сама не зная о том. Но на жизнь души оказывает влияние не только то, о чем она знает, но также и то, что в ней действительно живет, неведомо для нее самой. Если душа ищет в области своего мышления "доводов для возражения" и "доказа­тельств" против духовного мира, то это происходит не оттого, что эти "доводы" принудительны для нее сами по себе, но оттого, что душа ищет, чем бы оглушить себя, чтобы спастись от описанного чувства. Отрицателем ду­ховного мира или возможности познать его человек ста­новится не потому, что хочет наполнить душу мыслями, обманно отвлекающими от "боязни перед духовным ми­ром". Освобождение от этого томительного искания мате­риалистических средств оглушить себя, чтобы спастись "от боязни перед духовным миром", может наступить лишь тогда, когда бывает принято во внимание все сказан­ное здесь об условиях душевной жизни. "Материализм" как "феномен душевного страха" является важной главой в науке о душе.

Эта "боязнь перед духовным" становится понятной, ког­да человек пробьется к признанию духовного. Когда он уразумеет, что события и существа чувственного мира суть внешнее выражение сверхчувственных событий и су­ществ. Это понимание наступает уже тогда, когда человек прозревает, что тело, которое чувственно воспринимается им и с которым одним только и имеет дело внешняя наука, есть выражение для тонкого, сверхчувственного (эфирно­го) тела, в котором, как в облаке, содержится чувственное (или физическое), подобно более плотному ядру. Это эфирное тело есть второй член человеческого существа. В нем основа жизни физического тела. Но по отношению к этому эфирному телу человек не в такой степени обособ­лен от внешнего мира, как в своем физическом теле он обособлен от физического внешнего мира. Если по отно­шению к эфирному телу и говорится о внешнем мире, то при этом имеется ввиду не физический внешний мир, воспринимаемый чувствами, но духовный окружающий мир, который по сравнению с физическим миром столь же сверхчувствен, как эфирное тело человека - по сравнению с физическим. Как существо эфирное человек находится в эфирном (элементарном) мире.

Когда человек начинает сознавать то, что он переживает всегда, но о чем он при обычном переживании ничего не знает, а именно - что как существо эфирное он пребывает в элементарном мире, - когда он начинает сознавать это, то это бывает совершенно иное сознание, чем при обык­новенном переживании. Это сознание наступает при ясно­видении. Ясновидение знает тогда о том, что всегда имеет место в жизни, но что бывает скрыто от обычного созна­ния.

При обычном сознании человек говорит себе "Я", разу­мея при этом существо, представляющееся в его физиче­ском теле. В мире чувств здоровая душевная жизнь его основана на этом познании себя как существа, обособлен­ного от остального мира. Эта здоровая душевная жизнь была бы нарушена, если бы человек обозначил какие-ли­бо существа или события внешнего мира как принадлежа­щие к своему "Я". Но дело обстоит иначе, поскольку человек переживает себя как эфирное существо, в элемен­тарном мире. Там его собственное Я - существо сливается с некоторыми событиями и существами окружающего ми­ра. Эфирное существо человека должно узнавать себя также и в том, что является для него внутренним, но в совсем ином роде, чем как оно привыкло рассматривать это "внутреннее" в чувственном мире. В элементарном мире есть силы, события и существа, к которым, хотя они и являются в известном отношении "внешним миром", человек должен все же обращаться так, как если бы они принадлежали к его собственному "Я". Как эфирное су­щество человек включен в элементарное существо мира. В физически-чувственном мире у него есть мысли; он соединен с ними так, что может рассматривать их как входящие в состав его "Я". И как в чувственном мире воздействуют на него мысли, столь же интимно воздейст­вуют на эфирное существо его, на внутреннюю глубину его силы, события и т.д., которые относятся к нему, одна­ко, не как мысли, но как существа, живущие с его душой и в его душе. Поэтому при ясновидении необходима боль­шая внутренняя сила, чем какая требуется душе, чтобы утвердить свою самостоятельность по отношению к своим мыслям. И подготовка к истинному ясновидению заключается главным образом в таком внутреннем укреплении и усилении души, чтобы она могла почувствовать себя как самостоятельное существо не только когда в ней живут мысли, но и когда в поле ее сознания и как часть ее собственной сущности появляются силы и существа эле­ментарного мира.

Та же сила души, посредством которой она утверждает себя как существо элементарного мира, присутствует и в обыкновенной жизни человека. Душа первоначально ни­чего не знает об этой силе, но она обладает ею. Для того, чтобы обладать ею сознательно, она должна сначала во­оружиться. Для этого она должна усвоить себе ту внутрен­нюю душевную крепость, которая приобретается при под­готовке к ясновидению. Пока человек не может решиться усвоить себе эту внутреннюю душевную крепость, до тех пор у него будет понятная боязнь перед признанием окру­жающего духовного мира и он будет - бессознательно - прибегать к иллюзии, будто этого духовного мира не су­ществует или он непознаваем. Эта иллюзия помогает ему справляться с инстинктивной боязнью перед сращением или слиянием его самостоятельного существа (его "Я") с неким сущностным духовным внешним миром.

Кто проникнет в изложенное здесь положение вещей, тот придет к признанию эфирного существа человека "за" физически-чувственным и сверхчувственного (элемен­тарного) мира - за физически воспринимаемым.

В элементарном мире ясновидческое сознание находит нечто сущностное, имеющее некоторую самостоятель­ность, подобно тому как в чувственном мире физическое сознание находит мысли, которые не самостоятельны и не сущностны. Вживание в элементарный мир ведет затем к тому, что этих частично самостоятельных существ чело­век начинает видеть в более обширной связи. Как если бы он стал рассматривать члены физического тела сначала в их частичной самостоятельности, а затем признал бы, что они существуют в целом теле как части, - так и для ясновидческого сознания отдельные существа элементарного мира соединяются в жизненные члены великого тела духа, которое затем в дальнейшем ходе ясновидческого пережи­вания познается как элементарное (сверхчувственное) жизненное тело Земли. В этом жизненном теле Земли эфирное существо человека само чувствует себя членом.

Это движение вперед в ясновидении есть вживание в сущность элементарного мира. Этот мир оживлен сущест­вами самого различного рода. Выразить деятельность этих сущностных сил можно только, очертив образно их раз­личные особенности. Там есть существа, у которых можно найти сродство со всем, что стремится к прочности, к твердости, к тяжести. Их можно обозначить как души земли, (А если не мнить себя слишком умным и не пугать­ся образа, который тоже ведь должен только указывать на действительность, а не быть ею самою, то можно говорить о "гномах".) Там можно найти существ, которых, по свой­ствам их, можно обозначить как души воздуха, воды и огня.

Но затем являются и другие существа. Хотя они и вы­ступают так, что кажутся элементарными (эфирными) существами, однако по ним можно узнать, что в их эфир­ной сущности заключено что-то более высокого порядка, нежели существо элементарного мира. Человек начинает понимать, что к истинному бытию этих существ нельзя подойти с той степенью ясновидения, которая достаточна лишь для элементарного мира, как нельзя подойти к ис­тинному существу человека с одним только физическим сознанием.

Вышеназванные существа, которые образно могут быть названы душами земли, воды, воздуха и огня, по деятель­ности своей находятся в известном соотношении внутри элементарного жизненного тела Земли. Они имеют в нем свои задачи. Что же касается охарактеризованных су­ществ высшего порядка, то они проявляют деятельность, выходящую за пределы земной области. При дальнейшем познании их в ясновидческом переживании человек сам, со своим сознанием, духовно уводится за пределы земной области. Он видит, как эта земная область образовалась из другой и как она развивает в себе духовные зачатки, дабы в будущем из нее могла возникнуть новая область в не­котором роде "Новая Земля". В моем "Тайноведении" говорится, почему то, откуда образовалась Земля, можно обозначить как древнюю "планету Луны", и почему тот мир, к которому в будущем будет стремиться Земля мож­но обозначить как "Юпитер". Самое главное здесь в том что в древней Луне" надо видеть давно отошедший в прошлое мир, из которого путем превращения образовал­ся мир Земли, а под "Юпитером" в духовном смысле надо понимать грядущий мир, к которому стремится мир Земли.


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Вступительные замечания
  • О доверии, которое можно иметь к мышлению и о сущности мыслящей души. О медитировании
  • О познавании духовного мира
  • Обзор предыдущего
  • О повторных земных жизнях и о карме; об астральном теле человека и о мире духовном. Об ариманических существах
  • Об астральном теле и о люциферических существах. О сущности эфирного тела
  • Обзор предыдущего
  • О "Страже порога" и некоторых особенностях ясновидческого сознания
  • О "чувстве Я", о способности человеческой души к любви и об их отношениях к элементарному миру
  • О границе между миром чувств и сверхчувственными мирами
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4627
    Результат опроса