Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > GA > Сочинения > Порог духовного мира

Об астральном теле и о люциферических существах. О сущности эфирного тела


Другой род духовных существ, которых можно наблю­дать из мира духа действующими в мире чувственном (а также в элементарном) как на усвоенной ими для себя арене, это те существа, которые хотят совсем освободить чувствующую душу от мира чувственного, то есть хотят как бы одухотворить ее. Жизнь в мире чувств входит в состав мирового порядка. Когда человеческая душа живет в мире чувств, она проходит в нем развитие, входящее в состав условий ее существования» То, что она погружена в эту чувственную область, является результатом деятель­ности существ, которых человек познает в верхнем мире. Наперекор этой деятельности работают другие существа, которые хотят вырвать чувствующую душу из условий чувственной деятельности. Пусть эти существа будут здесь названы люциферическими.

Таким образом, люциферические существа в мире чувств как бы подстерегают все, что есть в этом мире душевного (чувствующего), дабы извлечь это из мира чувств и включить в свою собственную мировую область, сходную с их природой. Если наблюдать из верхнего мира деятельность этих люциферических существ, то ее можно заметить также в элементарном мире. В последнем они стремятся завладеть областью таких сил, которых, по их намерениям, не должна коснуться тяжесть чувственного мира, хотя существами верхнего мира им предназначено быть погруженными в этот чувственный мир. Как ариманические существа оставались бы в своих пределах, если бы они вызывали только коренящееся в мировом строе временное уничтожение существования, так и люциферические существа не преступили бы области своего собственного царства, если бы они пронизали чувствующую душу силами, в которых душа ощущала бы все снова порыв подняться над принуждениями чувственного мира и почувствовать себя по отношению к этим принуждениям самостоятельным, свободным существом. Но люциферические существа преступают границы своей области, пы­таясь наперекор общему строю верхнего мира основать особое царство духа, в которое они хотят превратить ду­шевных существ чувственного мира.

Можно видеть, как в чувственном мире действие люциферических существ направляется на две стороны. С од­ной стороны, этим существам человек обязан тем, что он может подняться над переживанием одного только чувст­венно действительного. Свою радость, свой душевный подъем он черпает не только из мира чувств. Он может радоваться и тому, что живет в одной только видимости, что как прекрасная видимость выходит за пределы чув­ственного, и испытывать от нее душевный подъем. С этой стороны люциферическая деятельность способствовала созданию самых значительных плодов культуры, прежде всего - художественных. Человек может жить и в свобод­ном мышлении; ему не нужно непременно только описы­вать чувственные вещи и мысленно копировать их; он может развивать творческое мышление, выходя за преде­лы чувственного мира; он может о вещах философство­вать. С другой стороны, чрезмерное напряжение люциферичских сил в душах становится источником всяких мечтательностей и спутанностей, стремящихся водво­риться в душевной деятельности, не считаясь с условиями высшего мирового порядка. Философствование, не коре­нящееся в прочном вживании в мировой порядок, свое­нравное вплетание себя в произвольные условия, пре­увеличенная гордость принятым, полюбившимся личным мнением, - все это теневые стороны люциферической деятельности.

Своим "другим Я" душа человека принадлежит к верх­нему миру. Но она принадлежит также и к бытию в ниж­нем мире. Ясновидческое сознание - если оно прошло через соответствующую подготовку - чувствует себя зна­ющим в верхнем мире. Однако само положение вещей в мире ни в чем не изменяется для ясновидческого сознания, но только к общему для каждой человеческой души содер­жанию мира присоединяется еще и знание о нем. Каждая человеческая душа принадлежит к верхнему миру, но ког­да человек живет в чувственном мире, она состоит при чувственном теле, подчиненном процессам чувственного мира; далее, она состоит еще при тонком эфирном теле, живущем в процессах элементарного мира. В чувственном и эфирном телах действуют силы ариманического и люциферического порядка. Эти силы - духовной, сверхчув­ственной природы.

Поскольку человеческая душа живет в верхнем мире (в мире духа), она есть - если можно так выразиться - суще­ство астральное. Ко многим основаниям, оправдывающим это выражение, относится и то, что астральное существо человека, как таковое, не подчинено условиям, действу­ющим в пределах Земли. Духовная наука признает, что в астральном существе человека действуют не природные законы Земли, а законы, управляющие процессами звезд­ного мира. В этом может иметь свое оправдание наимено­вание астрального. К признанию физически чувственно­го тела человека и тонкого эфирного тела присоединяется, таким образом, признание третьего, астрального тела. Но необходимо принять во внимание следующее: подлин­ным существом своим астральное тело человека коренит­ся в верхнем мире, в собственной области духа. В этой области оно является существом одинакового рода с дру­гими существами, имеющими арену своей деятельности в этом мире духа. Поскольку миры элементарный и чувст­венный суть отражения, мира духа, эфирное и физически-чувственное тела человека следует рассматривать как отражения астрального существа человека. Но в эфирном и физически-чувственном телах господствуют силы, исхо­дящие от люциферических и ариманических существ. А так как эти существа духовного происхождения, то естест­венно, что и в области чувственно-физического и эфирно­го тел можно найти в некотором роде астральное существо человека. Ясновидение, способное только воспринимать образы ясновидческого сознания и не умеющее правильно понимать их значения, легко может принять результат астрального воздействия в физическом и эфирном телах за собственно астральное тело. Между тем это "астральное тело" и есть как раз тот член человеческого существа, который в своей деятельности направлен против законо­мерности, истинно подобающей человеку в мировом по­рядке. Смешения и спутанности в этой области воз­можны тем легче, что знание об астральном существе души первоначально бывает совершенно недоступно для обыкновенного человеческого сознания. Это знание недо­стижимо даже для первых ступеней ясновидческого созна­ния. Последнее достигается человеком при переживании себя в своем эфирном теле. Но в эфирном теле он видит отражения своего "другого Я" и верхнего мира, к которо­му он принадлежит. Он видит, таким образом, эфирное отражение своего астрального тела, и видит его с содержа­щимися в нем люциферическими и ариманическими су­ществами. Из дальнейших афоризмов этой книги вы­яснится, что то "Я", которое в своей обыкновенной жизни человек называет своей сущностью, не есть еще "истинное Я", но лишь отражение "истинного Я" в физически-чувст­венном мире. Таким образом, для эфирного ясновидения эфирное отражение астрального тела может стать иллю­зией "истинного астрального тела".

В дальнейшем ходе вживания в верхний мир ясновидческое сознание приходит также к правильному взгляду на природу отражения верхнего мира в нижнем, по отноше­нию к существу человека. Тогда оказывается прежде все­го, что тонкое эфирное тело, присущее человеку в его настоящем земном существовании, не есть истинное отра­жение того, что соответствует ему в верхнем мире. Оно есть отражение, измененное деятельностью люцифериче­ских и ариманических существ. Благодаря земной приро­де, в которой действуют названные существа, духовный прообраз эфирного тела не может полностью отражаться в земном человеке. Следуя дальше за пределы Земли, вплоть до области, в которой совершенное отражение про­образа эфирного тела, ясновидческое сознание видит себя перенесенным назад в далекое прошлое, за пределы на­стоящего состояния Земли, и даже за пределы предшест­вовавшего ему состояния Луны. Оно приходит к ура­зумению того, каким образом Земля развилась из состоя­ния Луны, а эта последняя - из состояния Солнца. Почему оно называется состоянием Солнца, об этом можно узнать в моем "Тайноведении". Итак, Земля находилась некогда в состоянии Солнца; из него развилась в состояние Луны, а затем стала "Землею". Во время состояния Солнца эфир­ное тело человека было чистым отражением духовных процессов и существ того мира, в котором оно берет свое начало. Ясновидческому сознанию открывается, что эти существа состоят из чистейшей мудрости. Таким образом, можно сказать, что во время солнечного периода Земли, в отдаленнейшем прошлом, человек принял в себя свое эфирное тело как чистое отражение существ космической мудрости. Затем, во время последующего лунного и зем­ного периода это эфирное тело изменилось и стало тем, что оно есть в человеческом существе в настоящее время.


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Вступительные замечания
  • О доверии, которое можно иметь к мышлению и о сущности мыслящей души. О медитировании
  • О познавании духовного мира
  • Об эфирном теле человека и об элементарном мире
  • Обзор предыдущего
  • О повторных земных жизнях и о карме; об астральном теле человека и о мире духовном. Об ариманических существах
  • Обзор предыдущего
  • О "Страже порога" и некоторых особенностях ясновидческого сознания
  • О "чувстве Я", о способности человеческой души к любви и об их отношениях к элементарному миру
  • О границе между миром чувств и сверхчувственными мирами
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4627
    Результат опроса