Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > GA > Доклады > Наставления для эзотерического ученичества. Из содержания Эзотерической школы

К настоящей публикации


Собранные в настоящем томе тексты из содержания Эзотерической школы были большей частью письменно зафиксированы Рудольфом Штейнером. Наоборот, так называемые эзотерические уроки представляют собой записи, сделанные их участниками позднее, поскольку во время уроков записывать не разрешалось. Поэтому эти тексты не могут претендовать на полное и дословное воспроизведение того, что излагалось Рудольфом Штейнером.

Более подробные сведения относительно публикуемого здесь содержания и об оригиналах текстов приводятся в Послесловии дорнахских издателей и в примечаниях.

 

Послесловие дорнахского издателя

Публикуемые здесь тексты восходят к учебному материалу Эзотерической школы Рудольфа Штейнера. Эта Школа существовала десять лет, с 1904 по 1914 гг., то есть вплоть до начала первой мировой войны, помешавшей ее дальнейшему ведению. В это время Рудольф Штейнер находился еще в тогдашнем Теософском обществе и пользовался словами «теософия» и «теософский», но всегда в смысле своей с самого начала антропософски ориентированной духовной науки (Ср. об этом «Мой жизненный путь»). По истечении следующих десяти лет, в начале 1924 года, Рудольф Штейнер снова приступил к устройству эзотерической школы, Свободной Высшей школы духовной науки. Как Эзотерическая, школа состояла из трех различных классов, так же точно и Свободная Высшая школа духовной науки снова делилась на три класса: «Пожалуйста, не пугайтесь этих трех классов, мои дорогие друзья! Три класса уже были первоначально в Антропософском обществе, только в иной форме, до 1914 года».

Одновременно с началом Эзотерической школы в 1904 г. последовало открытое изложение пути обучения в труде «Теософия», в ряде статей «Как достигнуть познаний высших миров?» (1-е издание в виде книги в 1909 г.), а также в появившемся в начале 1910 г. труде «Очерк тайноведения». В этих трудах находится также описание основных условий внутреннего развития, прежде всего так называемых Nebenubungen — упражнений, выполняемых наряду с главными, почему после их издания Рудольф Штейнер указывает в отношении nebenubungen на названные труды. Необходимая при всех упражнениях предпосылка указана в «Тайноведении» в главе «Познание высших миров» (О посвящении или инициации):

«...Но из этого видно, сколь необходимо, чтобы человек не добивался собственного вступления в духовный мир прежде, чем он не постиг своей обычной, развитой в физически-чувственном мире способности суждения определенных истин о духовном мире. То, что сообщено в этой книге прежде изложения о «познании высших миров», это при правильном ходе развития должно было бы быть усвоено духовным учеником посредством его обычной способности суждения, прежде, чем он возымеет потребность самому отправиться в сверхчувственные миры».

Жизнь в Эзотерической школе делилась на даваемые упражнения и лекции, так называемые эзотерические уроки, которые Рудольф Штейнер читал участникам Школы в самых разных местах – главным образом, в Берлине и Мюнхене – и в которых истолковывался материал упражнений.

Упражнения состояли в общих чертах:

- из наставлений в медитациях для утра и вечера, именуемых «главными упражнениями», связанными с так называемым вечерним «обратным обзором»;

- из так называемых Nebenubungen – упражнений, сопутствующих главным, и выполнявшихся в течение дня; в мантрах (медитативных изречениях), дававшихся дополнительно.

Из этих упражнений «обратный обзор», Nebenubungen и различные мантры, например, изречения на день недели («медитации, касающиеся бытия Иерархий в ходе времени») или мантрам «В духе пребывал зачаток моего тела...» были действительны для всех учеников. Иначе обстояло дело с «главным упражнением», которое давалось всегда строго доверительно, то есть имело силу лишь для соответствующего ученика лично.

Это главное упражнение существует в различных формах, прежде всего в обеих главных категориях: рукописной и размноженной. Среди многочисленных, данных от руки, наставлений намного преобладающая часть сформулирована полностью индивидуально; другая часть позволяет распределить ее в различные группы сходно звучащих текстов, так как с возрастанием круга учеников, для многих имели силу одинаковые начальные условия. Чаще всего здесь встречаются формулы «Ярче Солнца...»; «В чистых лучах света...»; «Излучающие свет образы...»; «Стойко ставлю я себя в бытии...».

Главные упражнения, имеющиеся в размноженном виде, – дававшиеся в Школе, стало быть, вообще или по крайней мере определенному кругу учеников – существуют или в виде совершенно одинаково звучащего, одного для всех текста (см. II Главное упражнение, данное вообще), или в такой форме, чтобы она лишь при передаче включила в себя, или только «силовое слово», всякий раз согласованное с личностью ученика (как, например, в вообще данном I Главном упражнении и далее), или также медитативную формулу, вписываемую Рудольфом Штейнером собственноручно.

Различные формы Главных упражнений, особенно составленные целиком индивидуально, но также и отдельные, данные вообще или определенному кругу учеников, связаны с дыхательными упражнениями. Указания к упорядочиванию дыхания различны, однако чаще всего встречается вид их, данный в напечатанных здесь упражнениях. Однако, среди эзотерических упражнений, которые Рудольф Штейнер давал вообще, гораздо больше их без дыхательных упражнений. Ср. к тому же следующие высказывания Рудольфа Штейнера в его труде «Очерк тайноведения»:

«Когда упражнения проделываются ради интуиции, они действуют не только на эфирное тело, но вплоть до сверхчувственных сил физического тела. Не следовало бы, конечно, представлять себе, что в физическом теле происходят такого рода воздействия, какие доступны обычному чувственному наблюдению. Это воздействия, о которых может судить только сверхчувственное познание. Они не имеют ничего общего со всем внешним познанием. Они наступают как результат зрелости сознания, если оно может иметь переживания в интуиции, несмотря на то, что оно выделило из себя известные доселе внешние и внутренние переживания.

Однако, переживания интуиции нежны, интимны и тонки; а человеческое физическое тело на настоящей ступени его развития является грубым в отношении их. Оно представляет поэтому сильно действующее препятствие для успеха упражнений в интуиции. Если эти последние продолжаются с энергией и упорством в необходимом внутреннем покое, то, в конце концов, они преодолевают могучие препятствия физического тела. Духовный ученик замечает это потому, что он постепенно овладевает определенными внешними проявлениями физического тела, происходившими доселе совсем вне его сознания. Он замечает это также по тому, что на короткое время ощущает потребность так установить, например, дыхание (или подобное ему), чтобы оно пришло в своего рода созвучие или гармонию с тем, что душа совершает в упражнениях или в ином случае – во внутреннем погружении. Идеал развития в том, чтобы самим физическим телом не совершалось никаких упражнений, в том числе дыхательных упражнений, но чтобы все то, что должно произойти с ним, наступало лишь как следствие чистых упражнений в интуиции».

В 1947 году, 33 года спустя после прекращения Эзотерической школы из-за Первой мировой войны и два года спустя после окончания Второй мировой войны, Мария Штейнер, – по просьбе членов Антропософского общества – приступила к публикации существеннейшего из содержания Эзотерической школы, чтобы противопоставить появившимся тогда в большом количестве публикациям восточной практики обучения (йоге в том числе) нечто из европейских методов обучения Рудольфа Штейнера: «Ныне, благодаря наличию таких осмотрительных и лично д-ром Штейнером данных советов, я хотела бы позаботиться о том, чтобы, исходя из розенкрейцерского течения, могло быть дано нечто, что отвечает времени больше, нежели тибетские и индийские упадочные методы... Я думаю, что в Германии особенно нуждались бы в чем-то вроде эквивалента (Gegenstuck) тибетским и американским рецептам дыхания» (Письмо Марии Штейнер от 1 февраля 1948 г.). Первая тетрадь была издана в 1947 г., вторая – в 1948 г., а третья тетрадь, над формированием которой она работала еще незадолго до смерти, была издана в 1951 г. Поскольку этими тремя тетрадями Марией Штейнер были опубликованы самые существенные из упражнений, прежде всего – дававшиеся в Эзотерической школе в общем, в этом новом издании намеченная ею подборка была лишь расширена отдельными дополнениями и несколько перегруппирована.

Тексты были заново проверены на основе всех без исключения имеющихся в распоряжении материалов; записанное – тщательно сверено с рукописями, насколько они имеются в архиве. Что касается качества текста, то нужно все-таки учитывать, что записывать во время эзотерического урока не позволялось. Все эти, имеющиеся ныне записи, были сделаны различными участниками по памяти задним числом. Исключение составляет урок в Берлине от 24 октября 1905 г., резюмированный письменно самим Рудольфом Штейнером. По этой причине относительно всех других записей таких уроков нужно заранее учитывать возможность ошибок.

© Перевод В.А.Богословского под редакцией Г.А.Кавтарадзе.
© Издательство «Дамаск», Санкт-Петербург, 2005.


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Вместо введения
  • I ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ (упражнения, сопутствующие главным)
  • II ГЛАВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
  • III МАНТРИЧЕСКИЕ ИЗРЕЧЕНИЯ, которые можно медитировать помимо главных и сопутствующих упражнений
  • IV РАЗЪЯСНЕНИЯ, данные в часы эзотерических занятий
  • V ЕВАНГЕЛИЕ ПОЗНАНИЯ И ЕГО МОЛИТВА
  • VI ТОЛКОВАНИЯ (ЕХЕGESEN) на «СВЕТ НА ПУТИ» Мабель Коллинз и «ГОЛОС БЕЗМОЛВИЯ» Е. П. Блаватской
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4439
    Результат опроса