Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > GA > Доклады > Спасение человеческой индивидуальности. Событие Пятидесятницы как основа истинного христианства

Мировая Пятидесятница, миссия антропософии (Христиания (Осло), 17 мая 1923 года, GA 226).


Когда мы смотрим назад на историю эволюции человечества, события большой и малой важности, влиявшие на жизнь всего человечества, выстраиваются в чрезвычайном разнообразии. Величай­шим из всех этих событий является то, которое известно как Мистерия Голгофы, вследствие кото­рой христианство стало важнейшим фактором эволюции человечества. Во времена, когда про­изошла Мистерия Голгофы, человеческое восприятие было иным, чем восприятие людей более поздних времен. В нашу сегодняшнюю эпоху дол­жны возникнуть новое восприятие и новое пони­мание этого величайшего события. Это и есть за­дача антропософии - способствовать пониманию Мистерии Голгофы, пониманию, которое соответ­ствует духу нашей эпохи.

Мы должны направить наш взгляд назад к пре­жним векам, когда сознание человека было в целом отличным от сегодняшнего. Три или четыре тыся­чи лет назад люди инстинктивно знали, что преж­де нисхождения в физическое тело на Землю они жили в духовном мире. Каждый человек в те вре­мена знал, что он несет внутри себя душевно-духовное существо, посланное божественными Властями в земное существование. Отношение к смерти у человека было также иным, ибо благодаря тому, что они могли тогда лицезреть в воспомина­нии свое до-земное существование как душевно-духовных существ, они знали, что та их часть, что жила до этой земной жизни, будет также жить по­сле смерти.

В те времена существовали школы духовного обучения, Мистерии, которые одновременно были религиозными институтами, где люди получали и указания, относящиеся к их до-земной жизни - в той мере, в какой они имели внутренние силы для таких знаний. Посредством этого они приходили к осознанию того, что прежде их земного существования они жили среди звезд и среди духовных существ, так же как на Земле они жили среди расте­ний и животных, гор и рек. Человек говорил себе: «Из мира звезд я спустился в существование на Зем­ле». Он знал также, что звезды являются не только физическими, что каждая звезда населена духовны­ми существами, с которыми он был связан до нис­хождения на Землю. Он знал также, что оставив физическое тело при смерти, он возвратится в мир звезд, другими словами - в духовный мир. Он рас­сматривал Солнце как звезду чрезвычайной важно­сти - Солнце, с его существами, из которых самым возвышенным было известное как Дух Солнца.

Из Мистерий к людям приходило учение, что прежде чем они низошли на Землю, это возвышенное Существо Солнца давало им силу, посредством которой они были способны возвращаться правильным образом после смерти в духовные звезд­ные миры. Учителя Мистерий говорили своим ученикам, а эти ученики, в свою очередь, говори ли другим людям: «Эта духовная сила Солнца, этот духовный свет переносит тебя по ту сторону смер­ти, и он сопровождал тебя, когда ты нисходил че­рез рождение в земное существование».

Много было молитв, много было высоких учений, дававшихся учителями в Мистериях для того, чтобы восславить и описать возвышенного Духа Солнца. Эти учителя в Мистериях возвещали своим ученикам, а эти ученики, в свою очередь, все­му человечеству, что когда человек проходит че­рез врата смерти, он должен войти, прежде всего, в сферу меньших звезд и их существ, а затем под­няться над Солнцем. Этого он не мог бы сделать, если бы ему не даровалась сила Существа Солнца. Таким образом, сердца людей, которые понимали это, воспламенялись почитанием, когда они воз­носили свои моления к Духу Солнца, который давал им бессмертие. Гимны и набожные действия, посвященные Солнцу, имели особенно сильное влияние на чувства человека и на всю жизнь его души. Он чувствовал себя единым с Богом вселенной, когда участвовал в почитании Солнца.

Среди народов, где эти обычаи преобладали, специальные ритуалы и церемонии проводились с таким почитанием Солнца. Ритуал состоял часто в том, что изображение Бога помещали в могилу и по прошествии нескольких дней снова извлекали - как знак и символ того, что существует Бог вселенной, Бог-Солнце, который постоянно и все снова пробуждает людей к жизни после того, как они прошли через смерть.

При проведении такого ритуала официальный жрец говорил своим ученикам, а они затем повто­ряли другим: «Это есть знак и символ того, что прежде, чем ты нисшел на Землю, ты пребывал в духовной области, которая есть обитель Бога- Солнца. Посмотри на Солнце, которое излучает свет! Что бы ты там ни видел, это только внешнее откровение Существа-Солнца. За его излучением стоит вечный Бог-Солнце, который дарует тебе бессмертие». Таким образом те, кто получали это учение, знали, что они должны были спуститься из духовных миров в земной мир, но что они забыли мир, где обитает Бог-Солнце. Однако жрец говорил им: «Через твое рождение ты отделился от облас­ти Бога-Солнца. Когда ты пройдешь через смерть, ты найдешь эту область снова посредством силы, которую Он, Бог-Солнце, вложил в твое сердце».

Посвященным жрецам таких Мистерий было известно, что возвышенный Дух Солнца, о кото­ром они говорили его почитателям, был тем же самым Существом, который позднее был назван Христом. Однако до Мистерии Голгофы жрецы могли говорить о его действии только следующее: «Если ты желаешь узнать что-нибудь о Христе, ты будешь тщетно искать Его на Земле; ты должен быть вознесен к тайнам Солнца. Ибо только вне Земли и над ней найдешь ты тайны, относящиеся к Христу». Относительного этого можно сказать, что для людей в то время не было трудным принять такое учение, потому что они обладали инстинктив­ным воспоминанием той области Христа, откуда они низошли на Землю. Однако природа челове­ка вовлечена в процесс эволюции, и такое инстин­ктивное воспоминание до-земной, духовной жизни было постепенно утрачено. Уже за восемьсот лет до Мистерии Голгофы существовало только очень немного тех, в ком все еще жило инстинк­тивное воспоминание до-земной жизни.

Давайте представим на мгновение прохожде­ние человека через смерть. Он проходит тогда через звездную вселенную, постепенно достигая сфер, в которых он лицезреет звезды, а также Сол­нце, с другой стороны. С Земли мы видим Солнце таким образом, как мы здесь к этому привыкли. Когда же после смерти мы оказываемся в духовном космическом пространстве, мы видим Солнце с другой стороны, мы видим его не как физическую сферу, а как область духовных существ.

Задолго до Мистерии Голгофы люди были до их рождения и после их смерти способны воспри­нимать Христа в сфере Солнца с другой стороны. Учителя в Мистериях были способны вызвать такое видение Христа в своих учениках и пробудить их к осознанию: «Прежде, чем я пришел на Землю, я видел Солнце с другой стороны». Так было во времена задолго до Мистерии Голгофы.

Затем пришло время, начавшееся приблизи­тельно за восемь столетий до Мистерии Голгофы, когда стало уже больше невозможно пробуждать в людях воспоминание, что прежде, чем они низошли на Землю, они лицезрели Христа с другой стороны Солнца. И теперь учителя в Мистериях не могли более говорить людям: «Смотри на Сол­нце и созерцай откровение Христа!», ибо люди не поняли бы этих слов. Это было так, как если бы люди на Земле были полностью лишены силы Хри­ста, были более не способны пробудить к жизни какое-то воспоминание о духовных мирах.

И затем к людям впервые пришло то, что мо­жет быть названо страхом смерти. Когда в пре­жние времена они видели физическое тело уми­рающим, они знали: как души мы принадлежим царству Христа и не умираем. Но теперь люди испытывали сильное беспокойство за судьбу бес­смертной, вечной части в них. Они ощущали это так, как если бы связь между ними и Христом была разъединена. Это так и было, потому что они не могли больше поднять взор в духовные миры, а в преде­лах Земли нигде нельзя было найти Христа.

И вот, в те времена, когда люди не могли более найти Христа по другую сторону Солнца в сверх­земном мире, из бесконечного благоволения, из бесконечной милости к человечеству Христос нисшел на Землю, чтобы люди могли найти Его здесь. В мировой эволюции произошло нечто, что не имеет параллели ни с чем в области человеческо­го знания. Ибо в духовном мире, существа, более высокие, чем человек, - Ангелы, Архангелы, Архаи и вплоть до самых высших Божественных су­ществ - проходили только через трансформацию, через метаморфоз. Они не рождались и не умира­ли. В Мистериях тех времен говорилось: «Лишь один человек знает рождение и смерть. Боги зна­ют только превращение, они не знают рождения и смерти».

И так как люди больше не могли достичь Его, Христос нисшел к ним на Землю. Чтобы это могло быть достигнуто, было необходимо, чтобы Он как Бог, прошел через то, что ни одно божественное существо до этого не проходило, а именно через рождение и смерть. Христос соединился с душой человека - Иисуса из Назарета и прошел через рож­дение и смерть. Другими словами: Бог впервые вступил на путь, ведущий через человеческую смерть.

Существеннейшим в Мистерии Голгофы явля­ется то, что она не является только человеческим деянием; она есть божественное Деяние. Это бы­ло решение божественного мира, чтобы возвы­шенное Существо Солнца Само соединило свою судьбу с человечеством настолько полно, чтобы пройти через рождение и смерть. Благодаря это­му люди получили возможность воспринять то, что произошло на Голгофе, и таким образом об­рести Христа на Земле - обрести Того, кто в противном случае был бы потерян для них, потому что Небеса больше не были уже доступны для их восприятия.

В тех, кто были первыми, разделившими тай­ны Голгофы, апостолах и учениках Христа, сохра­нялся последний остаток инстинктивного созна­ния того, что должно было произойти. Эти люди знали: Существо, которое прежде могло быть най­дено лишь теми, кто мог поднять взор в духе к Сол­нцу, может быть найдено теперь и здесь на Земле, если люди правильно воспримут рождение, жизнь и страдания Христа Иисуса. Ко времени Мистерии Голгофы было немного тех, кто мог знать, что Тот, Кто как Христос пребывал в Иисусе из Назарета, есть возвышенное Существо Солнца, которое низошло на Землю.

До четвертого века после Мистерии Голгофы всегда существовали немногие, кто знали, что Хри­стос как Солнечное Существо и был Тем, Кто как Христос жил в Иисусе из Назарета. Глубоко трога­ют пламенные молитвы людей в ранние века хрис­тианства, о которых мы узнаем из духовной науки: «Благодарим Христа, с Которым мы неизбежно должны были бы быть безвозвратно разлучены, если бы Он не пришел из духовных миров к нам на Землю!»

После четвертого века после Мистерии Голго­фы разум человека не мог уже больше вместить сокровенную истину, что Христос, Который гаран­тирует для людей бессмертие, был возвышенным, божественным Солнечным Существом. С тех пор и до наших дней существовали лишь внешние слова Евангелий, рассказывающие о Мистерии Голго­фы. Однако эти слова Евангелий все же действо­вали через столетия с силой, которая обращала сердца людей к Мистерии Голгофы.

Сегодня, однако, мы стоим на пороге эпохи когда, приобретя новые огромные знания о тайнах природы, люди оказались бы полностью отстранены от возвещенного Евангелиями, если бы не был открыт новый путь к Христу. Антропософия готова открыть такой путь, ведя людей вновь к познанию духовного мира. Ибо Событие Христа может быть понято только как духовный факт. Те, кто не способен на это, вообще не понимают Событие Христа.

Благодаря антропософскому знанию мы можем перенести себя обратно в воображении ко времени, когда Христос пришел в Палестину и пережил там Свою земную судьбу. Мы можем вглядеться в сердца учеников и апостолов, тех, кто воспринял в интуитивном знании: «Существо, чьей обителью в прежние времена было Солнце, низошло на Землю, обитало среди нас. Он, Который обитал среди нас как Иисус Христос, Он, Который шествовал с нами по земле, мог быть некогда найден только в области Солнца». - Следовательно, эти ученики говорили себе: «Из очей Иисуса из Назарета свет Солнца излучается к нам. Из слов Иисуса из Назарета струится сила дарующего тепло Солнца. Когда Иисус из Назарета пребывает среди нас, как будто само Солнце посылает свой свет и силу в мир».

Те, кто понимал это, говорили: «В виде человека пребывает среди нас Солнечное Существо, Которое в прежние времена могло быть достигнуто только когда взор человека возносился от Земли к духовному миру». И так как ученики и апостолы знали это, их отношение к смерти Христа было настолько истинным и верным, что они могли оставаться учениками Иисуса Христа уже и после того, как Он прошел через смерть на Земле.

Через духовную науку мы знаем, что когда Христос отделился от тела Иисуса из Назарета, Он присутствовал в духовном теле среди Своих учеников и давал им дальнейшее учение. Апостолам и ученикам была дарована сила, которая позволяла им всё еще получать учение Христа, когда Он являлся им в духовном теле. Эта сила, однако, отдалилась от них после определенного времени. Был момент в жизни учеников Иисуса Христа, когда они переживали: «Мы видели Его, но мы не видим Его больше. Он нисшел с Небес к нам на Землю. Куда Он ушел?».

Момент времени, когда ученики думали, что они утратили присутствие Христа, отмечается в христианском празднике Вознесения, который сохранил воспоминание о переживании учеников этой трагической утраты, когда возвышенное Сол­нечное Существо, которое пребывало на Земле в человеке Иисусе из Назарета, исчезло, стало не­доступно их взору. При этом событии на учеников обрушилось такое горе, какое не может быть сравнимо ни с каким горем на Земле. Когда в ритуале Культа Солнца в древних Мистериях образ Бога погребался в могилу и извлекался оттуда только через несколько дней, души тех, кто участвовал в этих церемониях, были наполнены горем о смерти Бога. Однако это горе было несравнимо  с горем, которое наполнило сердца учеников Христа.

Всё знание, которое может быть названо великим, рождено из боли, из внутренних мук. Когда через те средства приобретения знания, что даются в антропософской духовной науке, кто-либо пытается вступить на путь познания высших миров, эта цель может быть достигнута только через переживание боли. Не выстрадав, и не выстрадан интенсивно, и не освободившись таким образом от гнета боли, ни один человек не может прийти к познанию духовного мира.

В течение десяти дней, последовавших за Вознесением, страдание учеников Христа было выше всякого описания, потому что Христос исчез от их взора. И из этой боли, из этого бесконечного страдания произошло то, что мы называем Мис­терией Пятидесятницы. Утратив видение Христа к своем инстинктивном, внешнем ясновидческом восприятии, ученики вновь нашли это видение и своем самом внутреннем существе, в своих чувствах, во внутреннем переживании - нашли его через горе, через боль.

Давайте еще раз посмотрим назад на прежние Времена. До Мистерии Голгофы люди обладали воспоминанием своего до-земного существования. Они знали, что в этом до-земном существовании получали от Христа силу для обретения бессмертия. Однако теперь, в эпоху, когда произош­ла Мистерия Голгофы, люди знали, что через их собственную человеческую силу они не могли уже взирать обратно в духовный мир, в до-земное существование.

Ученики Христа, следовательно, обратили свои мысли ко всему, что сохранила их память о Событии Голгофы. И из такого воспоминания и страдания, которое оно вызвало, в их душах возникло видение того, что утратил человек вследствие того, что не обладал более инстинктивным ясновидением. Люди древности говорили: «Прежде, чем мы родились на Земле, мы были вместе с Христом. Через Него мы обладаем силой, которая ведет к бессмертию». И теперь, десятью днями спустя после того, как они потеряли внешнее видение Христа, ученики сказали: «Мы видели Мистерию Голгофы, и это дает нам силу опять чувствовать реальность нашего бессмертного существа». Это символически выражено образом язы­ков пламени в Пятидесятницу. Таким образом, в свете духовной науки тайна Пятидесятницы от­крывает нам, что Мистерия Голгофы заменила Солнечный миф древних Мистерий.

Павел был тем, кто через откровение, которое пришло к нему в Дамаске, воспринял с особенной ясностью, что Христос был Солнечным Суще­ством. Как ученик древних Мистерий, Павел об­ладал изначальным твердым убеждением, что Христос может быть найден, лишь, если посредством ясновидения человек достигает духовного мира. Следовательно, он сказал: «Эта секта объявляет, что Существо Солнца жило в человеке, что Оно прошло через смерть. Этого не может быть, ибо только вне Земли можно лицезреть это Существо Солнца». Пока вера Павла была основана на зна­нии, полученном им в Мистериях, он был оппо­нентом христианства. Однако благодаря открове­нию в Дамаске Павел понял, что теперь человек может видеть Христа уже без того, чтобы быть перенесенным в духовный мир, и что, следовательно, Христос на самом деле нисшел на Землю. С это­го момента он знал, что ученики Иисуса Христа возвещали истину; ибо возвышенное Существо Солнца низошло теперь с небес на Землю.

Не появись Христос на Земле, останься Он только Богом-Солнцем, человечество на Земле ока­залось бы подвержено разрушению. Все большее число людей приходило бы к вере, что существуют только материальные вещи, что Солнце и звезды являются материальными телами. Ибо люди пол­ностью забыли, что они сами низошли из до-земного существования, из духовного мира звезд.

Только какое-то время, однако, может челове­чество держаться убеждения, что все является ма­териальным. Если бы все человеческие существа верили, скажем, в течение столетия, что все явля­ется материальным, они утратили бы в своем внут­реннем силу духа и стали бы непоправимо дрях­лыми и больными. Это действительно было бы судьбой человечества, если бы Христос в Его бесконечной милости не нисшел вниз из духовного мира на Землю.

Вы можете сказать: да, но существует много Тех, кто не хочет ничего знать о Христе, кто не верит в Него. Как же эти человеческие существа не стали слабыми и больными? Ответом является то, что Христос появился на Земле ко времени Мистерии на Голгофе не только для того, чтобы дать людям учение, но чтобы сделать сам факт Его появления действенным на Земле. Он прошел через смерть ради всех людей. Физическая природа каждого человеческого существа, включая тех, кто Не верит в Него, была спасена и восстановлена через Деяние Голгофы. С тех пор и навсегда человек может быть китайцем, японцем, индусом, мо­жет не иметь желания что-либо знать о Христе, - всё равно он изначально одарен тем, ради чего Христос прошел через смерть.

Однако в будущем это уже будет не так, поскольку знание станет более решающим фактором для Человека, чем прежде. Все больше и больше будет становиться необходимостью в эволюции челове­чества для всех человеческих существ приобрес­ти некоторое познание существа духа и духовной жизни. Знание, которое приведет все человече­ство в мир духа, является целью, к которой стре­мится духовная наука.

Более того, это знание может дать нам новое понимание Христа. Там, где антропософия верно понимается, Христос может быть представлен способом, понятным всем людям. Христианство, как оно проповедовалось прежде, могло быть пе­ренесено в Африку или Азию, но немногие, может быть, исповедали в результате веру во Христа, боль­шая же масса людей отвергла учение, ибо они не могли понять того, что говорилось миссионерами.

Какой род религии имели эти люди? Они име­ли религии, которые возникли среди них и были понятны только тем людям, для которых являлись священными какие-то особенные места или какая то определенная обожествляемая ими фигура. Пока бог в древнем Египте был почитаем как Тибис, люди должны были отправляться к Тибису, чтобы почтить этого бога в его святилище. Пока Зевс почитался в Олимпе, люди должны были от­правляться на Олимп, чтобы почтить его. Подобным же образом мусульманин должен отправлять­ся в Мекку.

Но, правильно понимая христианство, люди знают, что если Солнце, которое светит над всеми людьми, светит на Тибис, на Олимп и Мекку, если это физическое Солнце может быть видно отовсюду одинаково, так же и возвышенное Солнечное Существо, Христос, может быть почитаем всюду. Антропософия откроет людям, что су­щество, Которое до Мистерии Голгофы могло быть достигнуто только старыми инстинктивно-духовными, можно сказать, вне-земными средст­вами, может быть достигнуто после Мистерии Голгофы через силу знания, приобретенного на са­мой Земле.

Люди снова поймут значение слов: «Царство Небесное приблизилось, оно пришло на Землю», и они более не будут говорить в туманных, «мисти­ческих» выражениях о «тысячелетнем Царстве». Они поймут, что Существо, Которое раньше могло быть найдено на Солнце, теперь может быть най­дено на Земле. Они скажут: «Христос нисшел на Землю, и со времени Мистерии Голгофы Он оби­тает среди людей в сфере Земли». Они будут способны чувствовать снова все более и более то, что ученики пережили как Мистерию Пятидесятницы: Сам Христос нисшел на Землю.

Сила, которая обусловливает бессмертие для людей, восходит в наших сердцах. Однако также и то, чему учил Христос, слова Христа, такие как: «Я всегда с вами, даже до скончания земного мира», должны быть восприняты с истинной се­рьёзностью, и должно быть полностью понято их глубокое значение. Если слова, подобные этим, поняты во всей их духовной глубине, человек пробьётся также к познанию того, что Христос существовал не только в начале нашей эры. Он существует всегда. Но Он говорит к нам только тогда, когда мы желаем слышать Его.

Однако это означает, что через духовную науку мы вновь должны научиться воспринимать духов­ную реальность во всем, что обладает материаль­ной природой - воспринимать духовную реаль­ность за камнями, растениями, животными, чело­веческими существами, за облаками, звездами, за солнцем. Когда во всем, что материально, мы сно­ва найдем дух во всей его реальности, мы также откроем нашу душу голосу Христа, который гово­рит к нам, когда мы желаем слушать Его.

Антропософия способна подтвердить реальность духа за всей природой. Она может, следова­тельно, подтвердить, что дух является действую­щим через всю земную историю человечества, что сама Земля впервые приобрела полное свое зна­чение через Мистерию Голгофы.

До Мистерии Голгофы значение, главный смысл Земли пребывал в области Солнца; однако со времени Мистерии Голгофы это значение ста­ло присуще самой Земле.

Это то, что антропософия готова принести человечеству как вечную Мистерию Пятидесятни­цы. И если люди, подготовленные антропософией, захотят снова искать духовный мир, они найдут Христа - найдут Его как всегда присутствующую в нашем мире реальность; и найдут Его способом, который необходим и правилен для нашего времени. Если в нашу эпоху люди не обратятся к ду­ховному знанию, они потеряют Христа. До сих пор христианство не зависело от знания. Христос: прошел через смерть для всех людей, независимо оттого, принимали ли они Его сознательно. И Он поистине не обманул их. Но если в наши дни люди отвергают познание Христа, тогда они сами обма­нывают Его.

Раз уж оказалось возможным для нас быть вместе в этом году во время праздника Пятидесятницы, я хотел сказать вам о Мистерии Христа в связи с Пятидесятницей. Люди часто говорят об антро­пософии, что она будто бы не согласуется с хрис­тианством. Однако если вы действительно воспри­няли в себя дух антропософии, вы найдете, что он как раз вновь открывает уши, сердца, души людей для Мистерии Христа.

Антропософия желала бы, чтобы ее судьба была единой с судьбой христианства. Это требует, чтобы люди сегодня обратились не только к абстрактным, мертвым словам, которые говорят им о Христе, но к знанию, ведущему их к свету, в котором пребыва­ет живой Христос - не историческая фигура, которая столетия тому назад обитала на Земле, но Христос, который живет среди людей теперь и будет жить среди них во все будущие времена, ибо Он, ко­торый был их Богом, стал их Божественным Братом.

Итак, к нашим мыслям в праздник Пятидесятницы давайте также добавим следующую: через духопознание мы отыщем путь к живому Христу, если осознаем, что первая Мистерия Пятидесятницы может быть таким образом обновлена в каждом последователе антропософии; зная, что Сам Христос восходит в его сердце, такой человек почувствует себя внутренне согретым и просвещенным теплом и светом огненных языков христианского понимания мира.

Пусть наш путь к духовному через антропосо­фию будет в то же время путем к Христу через дух.

Если даже немного людей сначала признаю и изберут для себя этот путь, переживание Мисте­рии Пятидесятницы будет все более укрепляться все в новых человеческих существах, живущих в настоящее время и особенно в будущем. Затем придет то, в чем человечество чрезвычайно нуж­дается для своего искупления и спасения: исце­ляющий Дух обратится к новой способности понимания в людях, - Дух, Которым исцеляется болезнь и немощь человеческих душ, Дух, послан­ный Христом. Это то, что необходимо всему человечеству.


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Пятидесятница - праздник стремления душ к объединению (Кёльн, 7 июня 1908 года, GA 98).
  • Пятидесятница, праздник свободной индивидуальности (Гамбург, 15 мая 1910 года, GA 118).
  • Праздник Пятидесятницы - знамение непреходящей природы нашего «Я» (Берлин, 6 июня 1916 года, GA 169).
  • Откровение Вознесения, и тайна Пятидесятницы (Дорнах, 7 мая 1923 года, GA 224).
  • Идея Пятидесятницы как основа ощущения для постижения кармы (Дорнах, 4 июня 1924 года, GA 236).
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4627
    Результат опроса