Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > Общая Антропософия > Год души. Вера, Любовь, Надежда и София на внутреннем пути упражнений с Антропософским Календарем души. Книга I

Заключение


Человек способен познавать мир как взаимосвязанное и осмысленное целое благодаря своему духу, обусловливающему собственную индивидуальную неповторимость человеческого существа - то есть как раз его уникальную целостность. Иначе говоря, лишь целостность, внутренняя самодостаточность Микрокосма позволяет ему отразить в себе, воспринять в себя целостность макрокосмического природного мира. Само время не властно раздробить, прервать где-то эту целостность. "Все процессы, происходящие в человеческой душе, в Космосе или, скажем, в отдельном растении в течение года, образуют во временной последовательности некое органическое целое, хотя раскрываются нам как отдельные явления.. ..Человеческая жизнь - целое. Это организм во времени". Из этих слов Рудольфа Штейнера (GA 219, 29.12.1922) можно еще раз почерпнуть убеждение в полной несостоятельности тривиально-механистического "причинно-следственного" подхода к историческому процессу, игнорирующего изначальную его органическую целостность.

Но Макрокосм раскрывает именно в элементе времени, в частности в смене времен года природного мира, то, что человеческое существо в силу дарованной ему свободы может изживать как различные свои аспекты вне времени, вернее, не будучи рабски зависимым от его ритмической, цикличной природы. Например, укрепление личностного и преодоление его вовсе не обязательно увязываются в жизни человека с временным элементом и далеко не всегда протекают строго последовательно, сменяя друг друга. Жизнь каждого из нас показывает, что процессы эти вполне могут идти и рука об руку, наполняя в живых ритмах каждодневную душевную жизнь на протяжении всего жизненного пути.

В определенной мере это справедливо и в отношении целостного организма самого годооборота, являвшегося для нас в этих рассмотрениях зримым воплощением реальных взаимо­отношений Макро- и Микрокосма. И как невозможно и не нужно было бы пытаться однозначно и педантично привязывать отдельные члены душевной конституции человека к "соответствующим" им телесным органам, к его системе обмена веществ, ритмической или нервно-чувственной системе, - точно так же было бы нелепостью заключать всё неизмеримое богатство каждого из рассматривавшихся духовно-душевных Начал, скажем, в непереходимых границах какой-то одной из годичных четвертей. Мало того, если говорить о человеческом существе, мы знаем, что само наличие какого-то физического или душевного органа или способности ещё не обязательно   означает, что соответствующая функция им в полной мере и в полном соответствии с его назначением осуществляется. Не говоря уж вообще о вероятности уродливых искажений в его строении или возможности пользования таким органом или способностью прямо-таки вопреки их правомерному назначению, - как, впрочем, также и любым внешним  орудием в этом мире...

И все же жизнь года, именно в силу светящих из нее закономерностей, может стать - как не однажды указывал Рудольф Штейнер - исключительно плодотворным источником подлинного самопознания.

Как пример конкретной работы в этом смысле можно было бы привести следующую возможность. В Календаре души с исключительной ясностью представлены взаимодействия между потоком наших чувственных восприятий (Sinn), в их естественной и прямой внешней обусловленности, с одной стороны, и человеческим мышлением, природе которого в принципе присуща свобода, с другой стороны. И вот сами ритмы этих взаимодействий, если их целенаправленно и внимательно прослеживать по годичному движению изречений Календаря, а также пытаться и в себе ощутить их как психологическую тенденцию, - эти ритмы и могут быть соотнесены с легко наблюдаемыми природными временными ритмами.

Такие упражнения действительно могут переживаться как первые шаги на пути, где приоткрываются великие тайны бытия. Это путь к Реальности, по самой своей природе чуждый расплывчатым псевдомистическим блужданиям по тёмным закоулкам собственного подсознания, как и просто болезненному застреванию в переживании особенностей своего маленького эго.

Ведь как раз вследствие полной и зримой реальности отраженных в Календаре души проявлений природной и душевной жизни и может душа, шествующая из одной годичной четверти в другую в созвучии с этими проявлениями и в полном их осознании, дать вливаться в себя благотворному и целительному потоку из "источника сил - Мирового Духа".1

Но есть и другая, не менее важная сторона дела. Мы ведь знаем, -как нужны самому духовному миру, самим стоящим над нами Иерархиям, какое для Них значение имеют наши связанные с Духом переживания и мысли, отзвук и отсвет которых приносим мы еженощно к алтарям их незримых небесных Храмов. Ведь человек в его идеальном существе есть "высочайшее художественное достижение Богов", сама их "мировая цель и религия" (GA 153, 10.04.1914).

Правда, человек может и не отвечать на это сокровенное ожидание высшего мира, влача лишь каменную тяжесть своих эгоистически замкнутых, обращенных лишь к преходящему помыслов и чувств...

Да, высокие Принципы Веры, Любви, Надежды и Софии нам изначально даруются свыше. Но мы должны быть в состоянии принять их. В этом - первоначальная наша задача. И лишь тогда, став собственным нашим достоянием, они становятся и собственными нашими способностями. Мы лишь тогда научаемся истинно верить, любить, надеяться, лелеять и взращивать в своей душе высокие дары Духа, если врабатываемся своим человеческим, микро-космическим существом в Макрокосмическую природу этих Начал, наполняем ими свое—предназначенное для этого приятия — душевное лоно. Календарь души дает возможность зримо осознать, как это может происходить.

И перед нами может предстать прекрасная и полная высшей жизни картина того, как излучаемые Мировым Духом импульсы Веры, Любви, Надежды и Софии, сознательно и полнокровно нами переживаемые, будучи личностно проработаны в душе и обретая в каждом человеке какое-то новое, уникальное звучание, - как они вновь возносятся к алтарям небесных Храмов, неизмеримо в то же время, по слову Календаря души, расширяя саму душу и позволяя ей "к ясности обратиться в ткании (собственной) жизненной судьбы".2

В заключение да позволит читатель прозвучать здесь одному из самых близких автору изречений Рудольфа Штейнера, служившему медитативным вступлением к работе над его лекциями на еженедельных встречах работающей группы антропософов "второго поколения", возникшей в Петербурге в начале 70-х годов.3 Подобно медитации Камня Основы, в нём также "крестообразно" соотносятся составляющие члены нашего душевно-телесного существа, - если следовать привычной уже нам картине последовательного их доминирования в годообороте. Здесь, однако, они представлены в лице осеняющих их начал и в обратной последовательности их пар:

Мудрость в Духе,
Любовь в душе,
Сила в воле -
Они ведут меня
И поддерживают меня.
Я доверяю им,
Я предаюсь им.

Итак, Вы проделали, читатель, знаменательный и не такой уж легкий путь сообразно отраженному в Календаре души ходу годичной жизни. Круговой путь этот был пройден здесь неоднократно, следуя каждый раз новым аспектам взаимоотношений Великого и   Малого   Космоса.

И хочется надеяться, что при этом потребовалось и было действительно реализовано не одно лишь мыслительное участие, но проявилась целостная активность души, без которой ведь немыслима уже и обычная, регулярная и последовательная, работа с изречениями Календаря. К этой душевной активности взывает сам действующий в движении годооборога и, собственно, реально обусловливающий это движение Мировой Дух.

Об особой роли такой активности души для самого природного процесса прекрасно сказал Герберт Витценман (1905-1988), автор исключительно интересных и глубоких исследований о работе духовного ученика работе, реально преображающей его самого и незримо влияющей на жизнь мира: "Ритм года увлекает за собой творения природы так, что они не в состоянии ни противиться ему, ни его изменить. Гак и человеческая душа и в счастье, и в горе предоставляет себя свету лета и зимней мгле. Но она может ощутить, как события года стремятся в ней преобразиться, возвыситься до процесса, выходящего за рамки природы".4    (Выделено нами - А .К.).

Мы можем однажды задаться вопросом: какова же главная ценность, в чем "окончательный смысл" этого все вновь повторяемого душой пути вместе с годооборотом? Тот же вопрос может быть, собственно, отнесен и к самому этому "круглолетью" в природе. Есть ли смысл в этом как будто бы постоянно возвращающемся к своей исходной точке движении?

А само продвижение вперед, развитие имеет ли оно место при этом вечном возвращении на круги своя?

Подобные, так называемые "последние" вопросы возникают, похоже, лишь когда человек в той или иной степени утрачивает непосредственное ощущение своей органической включенности, так сказать, в рабочий ритм жизни мира. Тогда уже и чередование собственных состояний сна и бодрствования (а разве в нем не повторяется годичная "история" души?), или же - как и происходит это, например, в буддизме -- сама бесконечная цепь сменяющихся земных жизней может предстать неким бессмысленным круговращеньем, достойным лишь усилий как-то прервать его, остановить...

Своеобразие и исключительность таких "последних" вопросов - в том, что извне нет никакой возможности получить на них ответ. Душа прежде должна сама перестать ощущать себя пребывающей якобы вне событий мировой жизни. "Последние вопросы" попросту утратят свою актуальность, ибо их место займут и обретут тогда в душе актуальность духовные ее приобретения, собственный ее рост и расцвет. Вот как говорит об этом Г. Витценман буквально сразу же вслед за приведенными выше словами: "...Путь превращения, который душа под руководством духа может пройти в закономерной последовательности шагов, не возвращается к своему началу (хотя для внутренней работы необходимо повторение). Наоборот, душа все живее и совершеннее осваивает идеалы добродетелей, на которые ей указывает дух и к которым она внутренне призвана. В своем развитии она описывает не замкнутую окружность, а поднимающуюся вверх спираль. Иными словами, осиянная духом почка души распускается в цветок, а тот приносит плод, в зрелости которого душа и дух сливаются. Толкуя душе звездные письмена идеалов, дух превращает её в творца собственного подлинного существа".5

А вот свидетельство из иного, так сказать, культурно-временного европейского региона спиритуальных исканий человечества. Знаменитый хасидский "учитель жизни", раби Шнеур Залман из Ляд ("старый ребе", ум. 1813) вообще отрицал самостоятельное, обособленное существование чего бы то ни было в этом мире. Весь материальный мир существует лишь условно и постоянно видоизменяется в непрерывном процессе миротворения. Миротворение - непрекращающийся акт, поскольку ничто не отделено от Бога и после своего сотворения.

Ну а как же быть с упомянутым вечным возвращением и кажущимся бессмысленным круговращеньем времени? Так ведь согласно той же хасидской мудрости "проходит" не время, а человек. Как непрерывно творится - а значит, движется - мир, так движется и человек - не время...

Автор надеется, что к недостаткам этой работы не будет отнесено то, что избегалось, но большей части, погружаться в рассудочно-логическое обоснование прослеживавшихся по изречениям Календаря фактов и соотношений. Было, скорее, стремление дать их, можно сказать, динамические образы - в соответствии с назначением этих изречений как формул для медитации. Тем более что эти факты и соотношения открыто и доступно для каждого гласят о себе в самом тексте изречений, и их остается только интенсивно "констатировать" и лицезреть.

Вообще же, постоянное сознание того, что приоткры­вающееся и переживаемое при этом является прежде всего даром именно самого Календаря - самая надежная путеводная нить для любой работы с ним.

Автор глубоко убежден в обширной возможности дальнейших открытий здесь, с надеждой ждет их от других и всем сердцем желает успеха на этом пути.

Харьков 1986 - Дорнах 1996

___________________________________________

1 См.29-е изречение Календаря души.

2 См.32-е изречение Календаря души.

3 Это  изречение    было    дано    Рудольфом    Штейнером    в    качестве индивидуальной медитации одному из русских антропософов,  приезжавших на гельсингфорсский цикл лекций Штейнера в 1912 или 1913 году. Приводим немецкий текст по GA 245:

Weisheit im Geiste, Liebe in der Seele, Kraft im Willen: Sie geleiten mich Und halten mich. Ich vertraue ihnen, Ich opfre ihnen.

4 Г. Витценман. Двенадцать добродетелей. М., 1996. С.96.

5 Г. Витценман. Двенадцать добродетелей. М., 1996. С.97,98 (всюду выделено нами - А.К.)

© A.C. Конвиссер. Текст, редакция переводов, примечания
© Издательство имени Вл. Соловьёва, 1998
© Издательство имени Вл. Соловьёва, 2000


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • К читателю
  • Часть 1. ДУШЕВНЫЕ ОРГАНЫ И ДУХОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЧЕЛОВЕКА В ДИНАМИКЕ МИРОВОЙ ГОДИЧНОЙ ЖИЗНИ
  • Часть 2. ЧЕТВЕРТИ ГОДА КАК ТРЕХСТУПЕННЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ДУШЕВНЫХ СИЛ В ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С МИРОВЫМ ДУХОМ
  • Часть 3. БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В УСЛОВИЯХ ПРИРОДНО-ВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ
  • Часть 4. ИСПЫТАНИЯ ДУШИ В ХОДЕ ГОДООБОРОТА
  • Приложение. Из опыта работы с Календарём души в антропософских группах
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4627
    Результат опроса