Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > Журнал «Антропософия в современном мире» > 2005

Г.А. Кавтарадзе. Культурное пространство будущего.


Симптоматика Чёрного и Белого морей

Вещи, по времени и в пространстве разделённые, воспринимаются обыкновенно как не принадлежащие друг к другу. В восприятии связь между ними, если она существует, не выявлена. Ввиду этого понятно, что внимание не задерживается обыкновенно, например, на том факте, что два моря, обрамляющие Восточно-европейскую равнину с севера и юга, носят примечательные в цветовом отношении названия. Кажется, что это игра случая или, может быть, кто-то из власть имущих решил, что если одно море называется Чёрным, то противолежащее море должно называться Белым. Однако и географически противостояние обоих морей не очень заметно – слишком уж большое расстояние их разделяет. Тот же, кто заметит, что названия морей как будто намекают на некоторую полярность действующих с периферии сил, может попытаться поставить их в связь с учением Гёте о цвете, где чёрный и белый, встречаясь, формируют цветовой спектр в пространстве, заключённом между ними. Однако в применении к географическому феномену мысль об этом была бы чистой фантазией, если бы никак не была обоснована фактически.

Происхождение самих названий Чёрного и Белого морей во многом загадочно. Даже смысл, который вложил в название Белого моря шведский картограф Олаус Магнус, поместивший его впервые на географической карте, изданной в Венеции в 1539 году, остаётся неясным. Олаус Магнус хорошо знал берега Белого моря, был знаком с их обитателями, но те никогда так Белое море не называли. Они не отделяли его от Баренцева и пользовались названием «Студёное море».

Происхождение названия Чёрного моря теряется в глубине веков. Считается, что оно восходит к обитателям Иранского нагорья – персам и вообще ираноязычным народам, вплоть до скифов. Именно они видели «чёрным» Чёрное море – Ахшайна называли его они. Однако в современные языки путь этого названия был характерно прерывистым. Греки, услышавшие от персов название Ахшайна, по созвучию стали называть Чёрное море Аксейнос – это значило «негостеприимное». Они пользовались этим названием, пока Чёрное море оставалось мало знакомым им. Когда же они узнали его ближе и лучше, когда их внимание привлекли его рыбные богатства, множество бухт, удобных для устройства колоний, которые усеяли берега Чёрного моря в VIII – VII вв. до Р.Х., и возможность торговых плаваний, греки забыли о первом, предостерегающем названии, которое дали Чёрному морю их предки, переменили своё мнение о нём и называли его теперь в противоположном смысле: Евксейнос – Чёрное море стало Гостеприимным. Первичный смысл персидского названия моря потонул в греческом Евксейнос, и так в Европе продолжали называть его еще в XV веке. Только турки, вышедшие из областей Средней Азии, граничащих с Ираном, и, возможно, заимствовавшие древнее название моря от персов, называют Чёрное море соответственно «Карадениз». После этого название «Чёрное море» было воспринято во всей Европе.

Своим цветом Чёрное море едва ли давало повод называть его так. Оно отражает цвет неба, как и все южные моря, и когда спокойно, вода в нём цвета синего шёлка, приятного для глаз. Несомненно, персы имели в виду что-то другое, дав морю такое название.

В древности и даже ещё в средние века сходным образом называли то неразведанное морское пространство, которое лежит далеко на западе, за Геркулесовыми столбами. Его называли Mare Tenebrarium по-латыни – Морем Мрака. Можно думать, в основе этого названия лежит не просто физический феномен исчезновения Солнца на западе, когда день приходит к концу и наступает ночь. Также и не просто тот факт, что всё неизвестное «покрыто мраком». В древние времена те силы, которые душа могла в себе мобилизовать, чтобы распознать, что в действительности стоит перед ней, и в самом деле открывали ей: там действительно мрак, там таятся силы, враждебные человеку. Греки сначала, как и персы, почувствовали присутствие этих сил в Чёрном море, но привлечённые очевидными выгодами, которые освоение Чёрного моря открывало, забыли об этом.

Физические феномены Чёрного моря, открытые наукой сравнительно недавно, подтверждают правоту видения древних, усматривавших таящуюся в море опасность.

Чёрное море – почти замкнутый водоём. Только через Босфор оно сообщается со Средиземным морем, и может показаться даже, что оно составляет отделение последнего. Но это не так. Водообмен между ними через Босфор, ширина которого составляет в наиболее узком месте 0,7 км, а наименьшая глубина – 27 м, незначителен, хотя и представляет замечательный феномен: через Босфор идут два течения – верхнее, из Чёрного моря в Мраморное, и придонное, нижнее – из Мраморного моря в Чёрное. Из Чёрного моря идёт поток значительно опреснённой воды, так как Чёрное море питается водами нескольких великих рек – Дуная, Днепра, Дона, не говоря об остальных. Из Средиземного моря в Чёрное втекает вода более тяжелая, с более высоким содержанием соли. Но Чёрное море больше отдаёт своей воды, чем принимает от своего соседа. Можно сказать, что они оказывают так знаки внимания друг другу, но не более того.

Среди всех нормальных морей Чёрное море выделяется одной редкой особенностью: оно двухслойно, и это значит, что на глубине в 150-200 метров в нём прекращается водообмен; ниже этого уровня море перестаёт дышать. В самом деле, в нижнем его слое, простирающемся в центральной части моря на глубину в 2200 м, кислород отсутствует. Там царствует сероводород, H2S, убивающий всё живое. Там не могут существовать ни морские животные, ни растения, там настоящее царство смерти.

В античные времена Чёрное море было необычайно богато рыбой, которую в больших количествах греки вывозили на родину, хотя Греция и сама приморская страна. Но всё это давал его верхний слой, в котором было много корма для рыб и который ещё долго кишел жизнью. Но то был слой относительно тонкий, а под ним лежал другой слой воды, теряющийся в мрачных глубинах. До 90% водной массы Чёрного моря приходится на долю второго, нижнего слоя.

Такая структура Чёрного моря напоминает астральное тело человека, где верхняя часть озарена светом дневного сознания, которое, однако, не проникает вглубь, а то, что таится внизу, ведёт себя по отношению к верхнему человеку часто враждебно, хочет увлечь человеческое «я», так сказать, на дно.

Удивительную двойственность показывает Чёрное море и в своём верхнем слое. Своеобразное распределение течений можно наблюдать там. Основное течение, достигающее 50 км в ширину, идёт вдоль берега на расстоянии в 2-5 км против часовой стрелки по кругу. Считается, что оно начинается в северной части моря, где находится сток Днепра, Южного Буга, Днестра и Дуная. При впадении в море их воды текут на запад, очевидно, отставая от движения Земли с запада на восток. Отдав часть своей воды в Босфор, это течение продолжает движение далее вдоль берегов Анатолии, достигает Кавказа, поворачивает на северо-запад и доходит до Крыма, обогнув который возвращается к своему началу. Таково общее круговое течение. Однако, по своему ходу оно даёт два ответвления, образующих два малых внутренних кругооборота. Они также текут против часовой стрелки обособленно друг от друга. Из них одно, западное, возникает несколько южнее Крыма, и, отделяясь от основного, уходит сразу на запад, где идёт некоторое время вместе с основным до мыса Керемпе на севере Анатолии, там отделяется вновь от основного течения и через середину моря поднимается к Крыму, к своему началу. Другое внутреннее течение возникает также у берегов Крыма, здесь оно отрывается от основного, поворачивает на юг и у берегов Анатолии соединяется опять с основным течением, вместе с которым вдоль берегов Кавказа совершает свои восточный полукруг до Крыма.

Схема основных течений в Чёрном море.

По кн.: М.В. Агбунов. Античная лоция Чёрного моря. М., 1987. С.21

Малые внутренние течения не соприкасаются и не сталкиваются друг с другом, они идут своими путями раздельно словно замкнутые в оболочку главного кругового течения, следующего вдоль берегов. Вместе они дают образ организма Чёрного моря, и значит, вместе с водными массами в направлении против часовой стрелки, с востока на запад и обратно по кругу, но также и внутри круга, в Чёрном море движется целый мир природных духов, из которых состоит эфирное и астральное тело моря. Это видно нам не непосредственно, но отражённо, но от этого не менее верно. Схему течений в Чёрном море вполне можно признать за изображение специального органа, которым в астральном теле Земли является Чёрное море. Как в оболочке астрального тела человека работают две его основные силы – сила симпатии и антипатии, притяжения и отталкивания, так и в Чёрном море, внутри своего рода водной его оболочки, заняли своё место два внутренних течения, которые функционируют, не соприкасаясь и не вступая друг с другом в борьбу. Они и не вполне обособились от родительского главного кругового течения.

Белое море на севере, по названию антипод Чёрного моря, не столь значительный водоём. Оно к тому же мелкое – средняя глубина его составляет всего 60 м, а наибольшая, в Кандалакшском заливе, 330 м. В противоположность Чёрному морю, глубокому, но совсем лишённому островов (острова, лежащие вблизи устья Дуная, для него нетипичны), над поверхностью Белого моря, почти в центре его, поднимается целый архипелаг, показывающий, что здесь земные силы работали, устремляясь кверху, к свету. Это – Соловецкие острова.

Соловецкий архипелаг включает три крупных острова, три острова средних размеров и несколько мелких. Монахи основанного в этом уединенном месте в XV веке православного монастыря добывали здесь соль, которую затем сбывали на континент. Доходный промысел принес известность монастырю и дал название и самому архипелагу.

Перед приходом монахов острова были, по-видимому, необитаемыми, однако в древности они были явно населены. На это указывают следы гораздо более раннего присутствия человека на них – так называемые лабиринты. Выложенные на земле из небольших необработанных камней в виде овалов или кругов, изгибами внутренних ходов напоминающих мозг человека, эти образования в научной литературе получили название лабиринтов по аналогии с известными сооружениями в Египте и на Крите. Правда, первое сравнение северных лабиринтов с южными, о строении которых некоторое представление дает греческий миф о Тесее и Ариадне, показывает разницу столь существенную, что кроме названия между ними, кажется, нет ничего общего. На юге это были крытые сооружения, в которых можно было действительно заблудиться, северные же лабиринты совершенно открыты для обзора, в них можно двигаться без всякого риска, не говоря уже о том, что размеры их самые скромные (5 – 15 м в диаметре). Тем не менее необходимость перемещения человека внутри лабиринтов, одинаково вытекающая из их строения как на юге, так и на севере, позволяют относить их к одному классу культовых сооружений древности. Мир един, и возникновение лабиринтов на севере можно датировать приблизительно той же эпохой, что и строительство лабиринтов на юге, то есть примерно 1800 годом до Р.Х., когда был построен знаменитый египетский Лабиринт. То была III послеатлантическая культурная эпоха, когда культурная жизнь человечества концентрировалась в долине Нила и в Двуречье, а остальной мир представлял более или менее отдалённую периферию, где происходившее в центрах культурного развития переживалось в ослабленном и модифицированном виде.

В ту эпоху вступил в свою завершающую фазу начавшийся в поздней Атлантиде процесс совмещения эфирного мозга человека с его физическим мозгом, многократно описанный Рудольфом Штейнером. Ясновидение, которому ранее служило свободное от тесной связи с физическим эфирное тело, отступало в прошлое, в свои права вступал новый инструмент познания – физический мозг. Запертая внутри него способность сверхчувственного познания преобразовывалась в способность земного мышления. Оно должно было теперь прокладывать себе собственные пути, но могло заблудиться и застрять внутри чисто внешних восприятий. Лабиринты, заставляющие вспомнить о форме и строении головного мозга, возникают, очевидно, по завершении этого процесса, чтобы ввести дальнейшее в правильное русло.

Лабиринты – явление на севере широко известное. Однако в таком количестве, как на Соловецких островах, они не встречаются больше нигде – здесь находится ¼ всех выявленных в северной Европе сооружений этого типа. (1) Лабиринты сохранились и тут, конечно, не полностью. Время и особенно хозяйственная деятельность человека не пощадили многих из них. На крупных островах, в хозяйственном отношении наиболее освоенных монахами соловецкой обители, лабиринты редки. Лишь на одном из островов поодаль к западу от главного острова архипелага, на Большом Заяцком острове в 1920-х годах обнаружено было скопление лабиринтов столь значительное, а сами они расположены столь тесно друг к другу, целыми гнёздами, в то время как в остальных местах архипелага, да и вообще на севере, они лежат разрозненно, что легко увидеть в них след, оставленный здесь в незапамятные времена, какой-то школы, в которой лабиринты служили средствами практиковавшегося в ней обучения.

Лабиринты Большого Заяцкого острова устроены однотипно: от входа в центр лабиринта всегда ведут два пути – короткий, начинающийся справа от входа, и гораздо более протяжённый путь, уходящий вглубь лабиринта слева. Первым из них к центру, отмеченному обычно грудой камней большего или меньшего размера, можно пройти сразу. Именно этот путь склонен избрать обычно современный человек, однако лабиринты устраивались едва ли для того, чтобы достичь центра можно было так просто. Второй путь, ведущий влево, был, очевидно, основным. Человек, начавший странствие в лабиринте с очевидным намерением добраться до центра этим путём, сделав несколько шагов, уже чувствовал себя в поле действия силы, которой он не мог противиться, но и не мог не доверять, хотя она явственным образом уводила его всё более в сторону от цели, виднеющейся в центре. Он чувствовал, как она подхватывала его и уносила на самый край лабиринта, чтобы оттуда, словно замедлив ход, он мог начать приближаться к желанной цели. Она как будто учила его правильно идти к ней. Когда же цель бывала достигнута, человек мог отметить некоторое изменение, произошедшее с ним, словно он сбросил в пути какой-то лежавший на нём груз. – Выйти из лабиринта можно было теперь более коротким путём, для чего последний, конечно, и был предназначен.

Большой лабиринт Соловецкого острова.

По кн.: Виноградов Николай. Соловецкие лабиринты.
Их происхождение и место в ряду доисторических памятников.
Соловки, 1927. Приложения. Табл. I.

Хождение в лабиринте учило многому. Например, тому, что кратчайшее расстояние между двумя точками, прямая, не всегда соответствует правильному пути. Эту мысль так однажды высказал Рудольф Штейнер: «3десь в физическом мире мы говорим: прямая – это кратчайший путь между двумя точками. В духовном мире это будет самый длинный путь, а всякий другой короче». (2)

Северные лабиринты были памятниками великой мистериальной школы, под духовным воздействием которой находился весь Север и влияния которой достигала Греция. Греки дали ей название Гипербореи, острова, населённого мудрецами, а Геродот в V веке до Р.Х. записал предание о том, что в древности из Гипербореи в Грецию ежегодно приходило священное посольство. (3) Рудольф Штейнер, основываясь на данных своих исследований, свидетельствует: «Одна знаменитая школа посвящения находилась на севере нынешней России. Посвящённых там называли троттами… От этих посвящённых исходили все социальные учреждения, чтобы вносить порядок в человеческие массы». (4)

Процедуры северного посвящения описаны Штейнером в лекции от 30 сентября 1904 г., сохранившейся, правда, лишь в кратких записях слушателей. Этого, однако, достаточно, чтобы соотнести лабиринты как феномен с содержанием посвящения в мистериях троттов. Согласно записям лекции 30 сентября 1904 г., вступление посвящаемого в сверхчувственные миры происходило в три приёма:

«Научаются видеть сквозь астральную материю, видят Солнце в полночь: 1. Посвящение.
Передача змеи: 2. Посвящение.
Хождение в Лабиринте: 3. Посвящение». (5)

Штейнер пользуется здесь понятием «лабиринт» в том же переносном смысле, в котором так названы северные лабиринты. Однако великий Лабиринт Макрокосма, в который посвященный северных мистерий вступал на завершающем этапе своего посвящения, Штейнер приводит в связь со строением головного мозга уже не на основе внешней аналогии: «Извилины лабиринта на духовном плане – то же самое, что и извилины мозга. Человек получает доступ в Лабиринт, в извилины внутри высшего плана». (6) Это не только образ. Ученик северных мистерий, поднявшийся в духовный мир, попадал в область сил, построивших человеческий головной мозг, и по этой причине его строение так напоминают северные лабиринты. Готовясь к посвящению, ученик упражнялся в повторном хождении в лабиринтах, чтобы тем увереннее чувствовать себя в духовном лабиринте Макрокосма, тем успешнее ориентироваться в нём. Земным аналогом макрокосмического лабиринта были каменные лабиринты, предназначавшиеся для подготовительных упражнений, по крайней мере на Большом Заяцком острове Соловецкого архипелага. (7)

Один из важных смысловых аспектов лабиринтов и, соответственно, опытов посвящённых вскрывается в связи с образом змеи. «Змея» во всех тайных школах была символом астрального тела, и можно понять, если лабиринты, которые устраивались в подготовительных целях в мистериях троттов, имели одним из своих назначений приведение в равновесие сил, заключённых в астральном теле, но внутри физической организации сконцентрированных в позвоночнике, своего рода «змее». «Передача змеи» при посвящении предполагала наделение посвящаемого полнотой власти над этими силами: «В духовном также существует позвоночный столб, где решается, получит ли человек духовный мозг. Этот процесс человек проделывает на данной ступени развития. Он извлекается из камы и снабжается духовным позвоночником, чтобы быть поднятым в вихрь духовного мозга». (8)

В образе, который собой являют соловецкие лабиринты, заключены фигуры двух змей, воспроизведённые рядами камней. Эти змеи отчётливо видны, если обратить внимание на окончания линий, огибающих друг друга внутри лабиринта. Эти линии, собственно, и изображают двух змей, старательно следующих одна за другой. Два окончания линий находятся справа и слева от входа в лабиринт – это кончики хвостов, которые разведены в стороны и образуют, подобно двум противолежащим силовым центрам, поле напряжения внутри лабиринта. В самом центре лабиринта картина другая: там явственно встречаются и мирно покоятся одна возле другой головы обеих змей. Примечательно, что «змеи» как элемент, задающий структуру лабиринта, заметны далеко не сразу. В старательном следовании изгибам друг друга они составляют единство.

Последнее наблюдение над лабиринтами позволяет вернуться к схеме основных течений на Чёрном море. Между организацией пространства в лабиринтах и системой течений в Чёрном море имеется некоторое сходство, хотя сравнение по существу выявляет разительный контраст. На Чёрном море водные потоки распределены таким образом, что два малых круговых течения внутри большого внешнего идут своими путями, не сталкиваясь, не соприкасаясь друг с другом, раздельно. Вместе они являют образ равновесной системы. – Две силы, создающие внутреннее строение лабиринтов, напротив, вступают во взаимодействие друг с другом, можно сказать, соревнуются друг с другом, но в конечном счёте также уравновешивают друга. – Две равновесные системы сил, одна – созданная самой Природой – на юге, другая – культурный феномен древнего мира – на севере, дают в конечном счёте одинаковый результат, но разными способами.

Духовное значение феномена течений на Чёрном море может прояснить факт основания на одном из его берегов, в Колхиде, своего рода отделения египетских мистерий (предположительно в XIX в. до Р.Х.). (9) Мистерия, действовавшая в Колхиде, изображается в греческой мифологии хранительницей «золотого руна», тайны воссоздания первозданной чистоты астрального тела. За ней плавали в Колхиду почти все главные герои греков – аргонавты. В ту эпоху идеалом ещё могло быть возвращение астральному телу духовных качеств, которыми оно обладало до грехопадения человека и потому отливало золотом. Пути, которым следуют течения в Чёрном море, показывают, каким образом это могло достигаться: силы, дающие внутреннее содержание процессу, не соприкасаются и идут раздельно. Соседство подобным образом организованного элементарного мира Чёрного моря, могло оказывать поддержку мероприятиям колхидских жрецов, возвращавших астральное тело в состояние, когда в нём ещё не действовало «я».

В лабиринтах на севере силы, составляющие астральное тело, не разведены в стороны, а напротив, проникают друг в друга и, взаимодействуя, создают равновесие внутри замкнутой формы. Особенно примечательно, что точка покоя, чётко фиксированная в лабиринтах, в схеме течений на Чёрном море отсутствует – в промежутке между внутренними кругооборотами там просто свободное пространство!

Приведённое в порядок астральное тело, образ которого на свой лад являют лабиринты, открыто навстречу спускающемуся Самодуху, что, конечно, представляло некоторое заглядывание в будущее, забегание вперёд, оправданное тем, что к нему причастен был ограниченный круг избранников мистерий. Действовать в мистериях в духе форм, запечатлённых в основных течениях Чёрного моря, можно было до тех пор, пока прошлое, к которому были обращены они, не скрылось за горизонтом человеческого опыта, пока его можно было ещё в какой-то мере вернуть.

В этом смысле две культурные области – одна вокруг Чёрного, другая вокруг Белого морей – дают грандиозный образ двух разных ступеней развития астрального тела человека вместе с принадлежащими им силами – ступени начальной и ступени конечной. Они дают также образ обозначенного ими с двух сторон промежуточного пространства, которое исторически призвано служить переходом от одного, собственно, давно изжитого человечеством, состояния первичного равновесия астрального тела к душевной жизни в состоянии высокой гармонии, готовой к приятию святых сил Самодуха.

Г.А. Кавтарадзе

Примечания

1. Известия, № 241, 29 августа 1986

2. Rudolf Steiner. Apokalypse und Priesterwirken. GA 346. Vortrag vom 15.09.1924. Dornach, 1995. S. 156

3. Геродот. История, IV, 33

4. Rudolf Steiner. Das christliche Mysterium. GA 97. Vortrag vom 29.07.1906. Dornach, 1981. S. 261

5. Rudolf Steiner. Die Tempellegende und die Goldene Legende. GA 93. Vortrag vom 30.09.1904. Dornach, 1982. S.46

6. Ebenda, S. 45

7. В подобном опыте нуждались также люди, остававшиеся за вратами мистерий. Он был необходим им, чтобы лучше справляться с требованиями повседневной жизни и не выпадать из культурного сообщества, жизнь которого также регулировали жрецы мистерий. В местах древних стоянок на севере, вообще в местах, удобных для поселений – у берегов рек, озер, моря – встречаются разрозненные лабиринты, которые в руках жрецов были средством приведения жизни населения в созвучие с содержанием мистерий.

8. Anm. 4, S. 44-45

9. Cм.: Gsänger Hans. Der Schwarzmeer-Raum und seine Mysterienimpulse in Vergangenheit und Gegenwart. Freiburg i. Br. 2 Aufl. 1978. S. 45-47. Колхидскую мистерию «золотого руна» автор выводит из Египта, основываясь на лекции Рудольфа Штейнера от 12 сент. 1908 г., GA 106. Рудольф Штейнер указывает кроме того на еще более глубокое, иранское происхождение этой мистерии (см. лекцию от 14 окт. 1904 г., GA 92. Dornach, 1999. S. 75).


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Хейнер Руланд. О пре­об­ра­же­нии ис­кус­ст­ва.
  • Кристоф Линденау. Технический прогресс и инспирация «золотого короля».
  • Валентин Вембер. Реинкарнация и педагогика.
  • Интервью с Георгом Кюлевиндом. Всем существом – индивидуалист.
  • Наталья Бонецкая. Максимилиан Волошин – поэт, мифотворец, маг (I).
  • Вирджиния Сиз. Тема года 2005/2006: Образование мышления сердцем.
  • Дитер Хорнеман. Раскол Церкви и его преодоление.
  • Георг Гартман. Витражи Гётеанума.
  • Наталья Бонецкая. Максимилиан Волошин – поэт, мифотворец, маг (II).
  • Вальтер Куглер. От поэтической утопии к зримому духу.
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4627
    Результат опроса